Сабвуфер для чего он нужен. Активный сабвуфер - отличие от пассивного, обзор моделей для автомобиля, дома или компьютера с ценами. в домашнем кинотеатре без него никак…

Что такое сабвуфер? По сути дела, пассивный сабвуфер - это колонка, которая подсоединяется к компьютеру или акустической системе. Он способен воспроизводить низкочастотные звуки (от пяти до двухсот Гц). Есть сабвуферы пассивные и активные. Это влияет на их способность передавать звук.

Для хорошего звучания аудиосистемы достаточно одной большой колонки, которую для удобства можно разместить под столом. Выбирая наиболее подходящее место для размещения сабвуфера, можно сделать попытку гашения стоячих низкочастотных волн, которые появляются в замкнутом небольшом помещении. Чаще всего пассивный сабвуфер используют в домашних кинотеатров для просмотра кинофильмов со спецэффектами и прослушивания музыки. Он хорошо передает

Бывает, что сабвуферные системы плохо стыкуются с подключенной к ним аппаратурой из-за несоответствия их фазо- и амплитудно-частотных характеристик. Чтобы преодолеть подобные дефекты звучания, некоторые сабвуферы имеют возможность подстраивания фазы и верхней частоты.

Виды сабвуферов

Существует два вида сабвуферов: активные и пассивные. Возникают вопросы о том, чем отличается от пассивного, какие они выполняют функции в акустических системах?

У активного сабвуфера есть встроенный в него Благодаря чему он способен снимать с усилителя низкочастотную нагрузку. Кроме того, активный сабвуфер обладает активным кроссовером, позволяющим фильтровать высокие частоты, помогает согласовывать работу сабвуфера с акустической широкополосной системой. Довольно часто он располагает дополнительными возможностями настройки в соответствии с условиями применения. Он имеет регулятор тембра и громкости.

В отличие от активного пассивный сабвуфер не имеет усилителя. Он подчинен устройству, к которому подключен: к компьютеру, акустической системе. Поэтому его соединяют в качестве дополнения с основными стереоколонками. Он может подключаться и к отдельному усилителю мощности. Главным недостатком пассивного сабвуфера является то, что он создает дополнительную нагрузку на стереоканалы, из-за чего снижается громкость и динамика звучания аудиосистемы. Но, чем выше чувствительность сабвуфера, тем меньше он нагружает усилитель.

Особенности конструкции, которую имеет пассивный сабвуфер, заставляют его быть требовательным к размещению в комнате. Его следует передвигать, пока не будет найдено хорошее басовое звучание. которым располагает сабвуфер, можно разделить на три вида: глубокий (от двадцати до сорока Гц), средний (от сорока до восьмидесяти Гц), и высокий (от восьмидесяти до ста шестидесяти Гц) бас. Звучание, которое передает сабвуфер, зависит от площади диффузора. От этого зависит мощность и органичность баса.

Конструкции сабвуферов

По устройству пассивные сабвуферы различают: рупорные, фазоинверторные и полосовые. У них есть свои достоинства и недостатки. рупорного сабвуфера находится на стенке герметичного ящика. Закрытые виды сабвуферов могут иметь большие, громоздкие размеры, при том, что имеют возможность воспроизводить сочный, глубокий бас.

Фазоинверторные имеют динамик, который располагается в корпусе. Чаще всего с одной его стороны есть отверстие. Сабвуферы таких моделей передают бас более низкого тона, чем закрытые динамики, потому что увеличивается ход диффузора. Они более подходят для больших помещений, так как отличаются высокой громкостью.

Следующий вид, который может иметь пассивный сабвуфер - полосовой. Он является полосовым фильтром, совмещающим в себе свойства двух описанных выше типов. Проявляется это в том, что сабвуфер состоит из двух частей: закрытый ящик и фазоинвертор. Поэтому происходит повышение давления звука, но диапазон частот становится меньше.

Для использования в домашних условиях более подходят сабвуферы закрытого типа или фазоинверторные. Выбирая их, стоит обратить внимание на следующее. Усилитель сабвуфера должен превосходить в полтора раза мощность, которой обладает акустическая система. Соблюдение этого условия обеспечит качество звучания.

Знаете, как работает закон подлости? Приведу пример. Истратив кучу кровно заработанных денег на систему домашнего кинотеатра, вы покупаете новейший сверхкрутой боевик. Приглашаете всех друзей и знакомых "угоститься" достижениями кинематографа и компьютерной графики... Но, увы, ваши старания оказываются тщетны.

В чем же дело? Ну, хотя бы в том, что взрыв в начале "Смертельного оружия-2" больше похож на треск сухой ветки под ногой незадачливого траппера из какой-нибудь пародии на вестерн, а поступь тиранозавра из "Парка Юрского периода" - на робкие шажки младенца. И вот после очередного глотка пива один из ваших друзей в порыве хмельной откровенности признается: "Да, объемный звук прекрасен, вот только баса маловато..." И это вам как соль на рану: вы чувствуете себя полным идиотом - и готовы полжизни отдать за этот самый бас.

Роковое влечение?
"О, бас! Как много в это звуке для сердца русского слилось!.." Именно на нем, считает большинство кинолюбов (особенно начинающих), зиждется настоящий звук. Остальное, по их мнению, - чепуха. К черту локализацию и естественный тональный баланс. Громкий, мощный, оглушительный бас - вот что "цепляет" дилетантов в полноценной системе домашнего кинотеатра. Будь то выстрел из ружья в фильме Джона By, взрыв в последней серии "Крепкого орешка", рокот взлетающего "Аполлона 13" или звуки оркестра, исполняющего гавот в "Разуме и чувствах", - по-настоящему хороший бас везде является основой звукового сопровождения, наделяя его живительным драматизмом и способностью воздействия, возможной только в лучших кинотеатрах.

Причины этому - психоакустические (то есть связанные с тем. как ухо слышит и как мозг перерабатывает эту информацию), В процессе эволюции человеческое ухо определенным образом настроилось. Вот почему наш слух особенно чувствителен в области средних частот, к которой относится речь и другие звуки, издаваемые людьми (например, плач ребенка). В допотопные времена низкие, рокочущие звуки означали опасность (землетрясение, гроза. рычание гигантской зверюги с острыми клыками и т.д.), поэтому они и сейчас заставляют организм выделять адреналин. Таким образом, наша любовь к глубокому басу - это фактически любовь к острым ощущениям.

Правда, есть и еще одно объяснение чрезмерного увлечения басом. Как правило, "болеть" домашним театром люди начинают после посещения соответствующей выставки или торгового салона, а там обычно саб врубают на всю катушку - чтобы произвести убойное впечатление на посетителя. Многие думают, что так же должно быть и дома.

Танцуем от печки
Звуки представляют собой колебания воздуха. Их вызывает все, что может привести воздух в движение - от взрыва атомной бомбы до вибрации комариного крылышка - и, разумеется, колебания диффузора громкоговорителя. Электрические сигналы заставляют его двигаться вперед или назад. При каждом движении диффузор сжимает или разрежает воздух, и это сжатие/разрежение распространяется со скоростью звука. Чем быстрее оно происходит, тем выше звук. Высота звука (или его частота) это число циклов сжатия и разрежения в секунду. Они названы герцами (в честь известного немецкого физика Генриха Герца, а отнюдь не Герцена, которого, по выражению Ленина, разбудили декабристы).

Мы воспринимаем звуки, находящиеся в диапазоне примерно от 16 Гц до 18 000 Гц (18 кГц). Между тем, большинство производителей акустических систем приводят более легкий для запоминания диапазон 20 Гц - 20 кГц, хотя звуки выше 18 кГц улавливаются только собаками, летучими мышами и людьми, которые крайне редко покидают тишину своего жилища. К несчастью для мужчин, самая высокая часть спектра перестает быть доступной для нас в переходном возрасте, с покупкой первого тюбика крема после бритья, в то время как женщины и в среднем возрасте сохраняют способность хорошо слышать высокие частоты. Зато с противоположной оконечностью спектра у большинства людей никаких проблем нет: даже старики различают частоты ниже 20 Гц.

Вторым, и последним, физическим фактором, значимым для охотников за глубоким басом, является логарифмическая величина - децибел (дБ). Децибелы, помимо прочего, показывают уровень звукового давления. Правда, тут есть подвох: измерения этого уровня не абсолютны, а относительны. Хуже того, при изменении уровня звукового давления наш слух меняет свою чувствительность. Однако существует общепринятая шкала децибел, в которой за ноль принимается порог слышимости, а за максимум - так называемый болевой порог (он превышает порог слышимости примерно в десять миллионов раз и составляет 140 дБ). Возможно, это слишком большое упрощение, но если вспомнить, что для самого среднего любителя домашнего кино норма - это 75 - 100 дБ и что согласно этой шкале добавление 6 дБ означает удвоение громкости, об остальном можно забыть.

Актив или пассив?
Чтобы получить настоящий бас в условиях домашнего кинотеатра, требуется сабвуфер, то есть басовый громкоговоритель. Он может быть встроен либо в две фронтальные колонки, либо в их подставки, а может представлять собой отдельное устройство, допускающее установку почти в любом месте комнаты, поскольку глубокий бас - ненаправленное звуковое излучение. Благодаря последнему фактору отпадает необходимость в стереопаре сабвуферов: для получения звука отменного качества бывает зачастую достаточно одного. Тут все ясно.

Проблема заключается в другом. Каким должен быть сабвуфер - активным или пассивным?

Пассивные сабвуферы обычно разрабатываются для конкретного комплекта громкоговорителей и, как правило, адресуются рынку недорогих систем. Их главные преимущества заключаются в том, что они позволяют использовать меньшие по размеру основные громкоговорители (сателлиты) и не требуют от основного усилителя наличия дополнительных выходов. Самым серьезным недостатком пассивных конструкций является их элементарная неспособность к воспроизведению достаточно глубоких басов. Впрочем, иногда винить в этом надо не сабвуфер, а усилитель, которому не хватает "силенок" для того, чтобы раскачать и сателлиты, и саб. Вот почему фирма Technics уже несколько лет выпускает не только пяти-, но и шестиканальные усилители для домашнего кинотеатра, оснащенные с расчетом на подключение именно недорогого пассивного сабвуфера (последний пример - модель SA-AX7. рассмотренная нами в №3/2000 на стр. 79).

Активный сабвуфер имеет встроенный усилитель и регуляторы, позволяющие изменять громкость и частоту среза, что дает возможность согласовать аппарат с любой парой основных громкоговорителей. Преимуществ у активного саба перед пассивным - вагон и маленькая тележка. Поскольку усилитель в данном случае встроенный, он оптимален для конкретного громкоговорителя, что избавляет от многих потенциальных проблем. Активные модели улучшают звучание любых АС, так что последние можно не менять, а имеющиеся регуляторы позволяют учесть специфические особенности вашей комнаты. Недостатков два - сравнительно высокая стоимость и необходимость наличия у усилителя отдельного выхода. Однако в последнее время цены значительно снизились, и если в вашем домашнем кинотеатре еще нет активного сабвуфера, значит, вы отстали от жизни.

Где закладывать фундамент?
Напомню в очередной раз: сколь бы хорошо ни был акустически оформлен ваш "кинозал", он волей-неволей станет своего рода эквалайзером, усиливая одни частоты и ослабляя другие. Этот эффект определяется резонансными частотами помещения (на самом деле акустические свойства помещения определяются гораздо большим количеством факторов, но в данном случае упрощение не влияет на суть проблемы), которые, в свою очередь, зависят от ее длины, ширины и высоты. Дело в том, что в комнате при воспроизведении звука создаются постоянные области высокого и низкого звукового давления (стоячие волны). Нетрудно догадаться, что определение оптимального места для размещения сабвуфера (равно как и кресла зрителя) производится либо методом проб и ошибок, либо требует привлечения огромной компьютерной мощи и дипломированного специалиста в области акустики.

Метод проб и ошибок предельно прост, но занимает много времени. Поставьте диск или ленту с самыми глубокими басами, которые вы только можете отыскать, и проигрывайте ее, переставляя сабвуфер с места на место. После каждой перестановки садитесь в "просмотровое" кресло и оценивайте произошедшие со звуком изменения. Если вы все же сомневаетесь, возьмите за основу рекомендации производителя. Когда придете к выводу, что лучше уже некуда, просмотрите несколько фильмов, чтобы удостовериться, что вы на верном пути, а затем насладитесь результатами.

Однако позволю себе привести несколько "тонких жизненных наблюдений". Во-первых, большинство начинающих театралов либо врубают сабвуферы на слишком большую громкость, либо "задирают" частоту среза. Короче говоря, если окажется, что звук в фильме "Пианино" больше подошел бы для ленты "Терминатор-2" или что сабвуфер издает неистовое рычание при воспроизведении самой скромной басовой ноты, уменьшите громкость. Во-вторых, если это возможно, постарайтесь расположить саб около той же стены, где стоит телевизор, чтобы избежать фазового сдвига НЧ-волн от остальных. В-третьих, оставьте немного места между телевизором и сабвуфером, поскольку внутри последнего спрятаны большие и разрушительные для кинескопа магниты. В-четвертых, большинство рекомендаций, даваемых производителями AV-усилителей и процессоров, на мой взгляд, неверны. Эти аппараты обычно оборудуются линейным "сабвуферным" выходом, на который подается предварительно отфильтрованный посредством НЧ-фильтра сигнал. Между тем, сам активный саб оснащается на линейном входе таким же фильтром. В результате при подключении по линейному сигналу два НЧ-фильтра оказываются соединенными последовательно, и суммарная характеристика будет просто непредсказуема. Лучше всего подавать на специальный "высокоуровневый" вход саба полнодиапазонный сигнал с "колоночного" выхода усилителя. И последний совет (он касается только тех, кто совсем отчаялся): установка слабенького сабвуфера в углу комнаты может немного "подтянуть" средние и верхние басы.

Басовая премудрость

Бас
Что мы понимаем под этим словом? Ответ придется поискать в Hi-Fi-области, ведь именно она является прародительницей домашнего кинотеатра. Оказывается, басы разбиты на три октавы, причем перекрывающиеся. К октаве от 20 до 40 Гц относятся глубокие басы (сюда попадают самые низкие ноты органа), октава от 40 до 80 Гц известна под названием среднебасового диапазона (их извлекают из басового барабана), а октава от 80 до 160 Гц называется диапазоном высоких басов (послушайте виолончель и фагот). Все, что ниже 20 Гц. мы скорее чувствуем, чем слышим, здесь вы уже не сможете различить высоту тона или повторить звук, если, конечно, вы не живете в кафедральном соборе.

Атака
Фактически это причуда басовой терминологии. Слово "атака" здесь не совсем уместно, а употребляется потому, что низкие частоты отличаются более медленными переходными процессами по сравнению с верхами. Между тем, разница между "медленно" и "быстро" звучащими басовыми системами, часто по-другому не определимая, это разница между системой, "долбящей по мозгам" и заставляющей завороженно слушать.

Большинство эпитетов, описывающих хороший бас. можно использовать как комплименты искусному барабанщику. Слова, означающие обратное, ассоциируются с понятиями тучности и неповоротливости. Так, если при звуке взрыва на ум приходят определения "быстрый", "отчетливый", "чистый", "живой", "напряженный", "тугой" или "точный", - возможно, вы имеете дело с достойной системой, Если же вспоминаются слова "гулкий", "жирный", "перегруженный", "толстый", "рыхлый", "нечеткий", "медленный", "тихий" или "глухой", - значит, пора "делать ноги".

Весовая категория
Когда дело касается количества чего-либо, например баса, нам так и хочется применить термин "вес". Если системе недостает басов, ее называют "тощей" и "куцей". А если басы в избытке, говорят, что звук у комплекса "жирный" и "надутый". Когда басы в порядке, систему называют "подтянутой" и "мускулистой".

Динамика
Если система способна к различению громких и тихих басовых нот, а не звучит "как из бочки", тогда применительно к ней употребляются слова "хлопок", "удар" и даже "энергия", - все в положительном значении. Удивительно, но отрицательных характеристик здесь нет. Попробую придумать что-нибудь сам. Как вам понравится, допустим, такое: "звучит. как стекло жует"?

Глубина
Говоря о сабвуферах, обозреватели часто используют термин "глубина баса". Это означает только то, насколько "глубок" нижний предел их частотного диапазона. Система, не способная к воспроизведению самых низких басов, называется "зарезанной", а та, которая это может, носит гордое звание "расширенной".

Перекрытие
У каждого комплекта громкоговорителей, включающего в себя "пищалку", СЧ-динамик и сабвуфер, имеются точки частотного диапазона, где происходит наложение звучания одного динамика на звучание другого. Они называются точками перекрытия. Так, если динамик средних частот "обрезается" на частоте 90 Гц. а сабвуфер работает в диапазоне от 40 до 150 Гц, то где-то в районе 100 Гц большая часть звука переходит от динамика средних частот к сабвуферу. Эта частота носит название частоты перекрытия. Большинство громкоговорителей оснащены схемой, компоненты которой выдают сигнал, позволяющий сделать плавным переход от одного динамика к другому. Эта схема называется разделительным фильтром или кроссовером.

Бас - по вкусу

Без качественного баса невозможен ни домашний кинотеатр, ни достойная внимания аудиосистема...

Если вы решили приобрести саб, подойдите к его выбору со всей ответственностью. Неудачная модель оказывается практически бесполезной, когда дело доходит до воспроизведения басов, - лучше уж потратить деньги на пару больших по размеру и лучших основных громкоговорителей. К счастью, сегодня магазины просто завалены прекрасными сабвуферами на любой вкус и за любую цену, только протяни руку.

Модели дешевле $400
Energy e:XL16 ($300). Несмотря на не очень высокую цену, в нем установлен 40-сантиметровый вуфер и 300-ваттный усилитель на MOSFET. Кроссовер перестраивается на любую частоту в диапазоне 50 - 100 Гц. причем при желании можно подключить внешний эквалайзер или активный фильтр, для чего существует отдельный вход. Для облегчения согласования с остальной акустикой предусмотрен регулятор фазы в очень широких пределах (от 0 до 180 град.). У этого сабвуфера не много конкурентов, да и те либо создавались для миди-систем (Aiwa TS-W5), либо стоят примерно на 35% дороже (Velodyne CT-80). Тем, кто ограничен в средствах, я бы посоветовал купить основные громкоговорители максимально возможного размера, однако если у вас маленькая комната и вы недавно приобрели новые компактные громкоговорители, e:XL16 - то, что нужно в большинстве случаев.

<$600
REL Q-50 ($500). На сегодня это самая недорогая модель производства REL. Она непритязательна, однако воспроизводит глубокие басы очень неплохо. Ее ближайший соперник, более элегантный на вид KEF 20В (тоже $500), оснащается встроенным 70-ваттным усилителем и в отличие от 0-50 имеет магнитную защиту. Неплохой бас демонстрирует также PSW120 фирмы Polk ($480). Он несколько предпочтительнее благодаря лучшему соотношению качество/цена, поскольку заставит грохотать во всю мощь любую систему домашнего кинотеатра.

<$900
REL Q-100 ($850). Прекрасный, глубокий бас, хорошее соотношение качество/цена, приемлемый внешний вид и громкое имя - вот что сочетает в себе этот аппарат. Он способен достигнуть таких басовых глубин, что ваша система домашнего кинотеатра зарычит и загрохочет. Однако следует предупредить REL что у нее здесь имеются грозные соперники в лице изысканного Tannoy 625 ALFie ($900), простенького, но басовитого Mission 75AS ($800) и небольшого по размеру, но великолепного во всем остальном М&К VX-7B ($675). Каждая из этих моделей является вполне достойной альтернативой.

Когда цена не имеет значения
Будьте осторожны, очень осторожны. "Цена не имеет значения" - эти четыре коротеньких слова могут значить для конструктора больше всего на свете. Если вам непременно нужен лучший в мире сабвуфер, внимательно изучите возможности REL Studio ($4000), М&К МХ-100 ($2200), KEF AV1 ($3500), Revel Sub 15 ($2800 - 5200), а также моделей сабвуферов фирм B&W, Bag End, Linn, Meridian и Muse. Самый дешевый из этих сабвуферов облегчит ваш кошелек как минимум на $2000, однако если вам очень хочется сорить деньгами, можно истратить и в два раза больше. В том случае, если вам необходимо сэкономить не деньги, а место, обратите внимание на EnergyMicrostar 12.1 ($1600). Этот кубик со стороной 40 см может рявкнуть так, что мало не покажется - его мощность полтора киловатта! Кевларовый вуфер, цифровой усилитель плюс всевозможные звуковые и пользовательские навороты делают его крайне привлекательным для театров высокого класса.

REL"яция на REL

В Великобритании среди мастеров баса одна фирма занимает особое положение - она не на одну, а на несколько голов выше остальных. Это REL. Возможно, ни один производитель сабвуферов не был встречен здесь так же радушно и не завоевал столько призов. Почему это так и кто является творцом успехов REL?

Заглянем в конец восьмидесятых годов. Человек по имени Ричард Лорд получает отставку со всеми почестями. И вместо того, чтобы начать размеренную жизнь и почивать на лаврах, Ричард Лорд пускает свои сбережения на разработку и создание простейших басовых громкоговорителей для Hi-Fi-систем. Так на свет появились первые сабвуферы REL.

Разумеется, консервативная по своей природе Hi-Fi-индустрия отказывалась признать полезность таких устройств, и сформировалось мнение, что они хоть и не дьявольское отродье, но лишь немногим лучше. Поэтому еще в начале 1990 года мечта Ричарда Лорда о басе, о басе везде и всюду, казалась несбыточной. К счастью, в жизнь внезапно ворвался домашний кинотеатр, нуждающийся в океанах баса, и место сабвуферов REL в истории было определено.

Формула REL проста, но убийственно эффективна. Каждый сабвуфер имеет большой басовый динамик, тяжелый, "крепко сбитый" корпус и усилитель мощности MOSFET. способный принимать сигнал либо с соответствующего линейного выхода усилителя, либо непосредственно с "колоночных" выходов. Регуляторов у сабвуфера совсем немного - они управляют лишь громкостью, частотой среза и фазой. Про последний можно смело забыть после первичной установки. Имеются также четыре "каблучка", препятствующие шатанию аппарата, что бы ни стояло на нем сверху. - так что сабвуфер с виду больше похож на импровизированный столик, чем на часть AV-системы. Формула остается неизменной на всех уровнях REL-иерархии: просто каждая "вышестоящая" модель больше по размеру, мощнее и качественнее.

В большинстве сабвуферов других компаний опущен, по крайней мере. один из элементов формулы REL и часто это сделано в попытке удержать в узде розничную цену. Такой подход неизбежно ведет к снижению качества и превращает продукт в очередную посредственность. Отказываясь от подобных компромиссов, REL обеспечивает своему семейству все большую и большую популярность.

И наконец, не следует забывать, что REL пользуется таким успехом в России, поскольку реальную конкуренцию ее продукции могут составить главным образом американские аппараты, а путешествие столь солидной персоны, как сабвуфер, через океан обходится недешево. Между тем, в США выпускается много очень классных сабов (фирмами Miller&Kriesel, Bag End. Muse и другими), и если бы не транспортные расходы, мы бы рекомендовали их вам более настойчиво.

Вячеслав САВВОВ
Салон AV


Адрес администрации сайта:

НЕ НАШЕЛ, ЧТО ИСКАЛ? ПОГУГЛИ:

Сабвуфер представляет собой акустическую систему, преобразующую звуковые волны низких частот. Локализация низких частот очень плохая, так как человек с трудом может определить откуда исходит звук. По этой причине для любой аудиосистемы достаточно одного сабвуфера, который необходимо установить в правильном месте.

Установить компактное устройство можно где-нибудь под столом, отчего его функциональность нисколько не пострадает. Правда, при возникновении стоячих волн, образующихся в небольшом пространстве, именно от размещения сабвуфера зависит насколько эффективно с ними можно справиться.

Прослушивание большинства музыкальных композиций не требует приобретения сабвуфера, так как в них не присутствуют басы. Оборудование подойдет тем, кто:

  • любит слушать тяжелую музыку, вроде рока;
  • просматривает блокбастеры с мощными спецэффектами.

Именно в этих случаях сабвуфер способен показать себя во всей красе за счет придания объема звуку и специфического резонанса.

Виды сабвуферов

Все низкочастотные системы условно разделяют на две группы по отношению к наличию усилителя:

  • активные;
  • пассивные.

В первых уже встроен усилитель мощности, который помогает стыковать отличающиеся параметры у сабвуфера и источника звука. Вторые не оснащены усилителем, поэтому требуют внешнего подключения оборудования. Конечно, можно обойтись и без усилителя, но в таком случае сабвуфер будет выдавать искаженные звуковые волны, часто выраженные неприятным хрипом.

В профессиональной среде считается, что именно пассивный сабвуфер способен передать более глубокое звучание низких волн, придающее специфическую окраску. Но для достижения подобного эффекта потребуется настройка оборудования, что не каждому удается в полной мере. Для простых обывателей лучше отдать предпочтение активному сабвуферу, так как его можно напрямую подсоединить к источнику звука.

Виды конструкции сабвуферов

Выделяют несколько видов сабвуферов, отличающихся своей конструкцией. Так, например, в рупорном устройстве, используемом на концертах, рупор свернут. В закрытых ящиках нет дополнительного излучателя, а низкочастотный динамик встроен в одну из стенок герметичного корпуса.

Фазоинвертор представляет собой цилиндрическую вентиляционную трубку, встроенную в корпус. Это позволяет излучать звук от задней части диффузора. При наличии этого компонента можно значительно повысить КПД сабвуфера, что сопровождается расширением спектра воспроизводимых низких частот.

Пассивный излучатель имеет схожее назначение, что и фазоинвертор, только в корпус вместо трубки устанавливается дополнительный диффузор без звуковой катушки и магнитной системы. Варьируя параметры диффузора, можно изменять нижнюю границу воспроизводимых частот.

Бэндпасс представляет собой ящик с фазоинвертором, разделенный по середине стенкой. Динамик в таком сабвуфере вставляется в перегородку между двумя камерами, за счет чего можно ограничивать частоту. КПД такого устройства выше, чем у простых ящиков с фазоинвертором. Существует три вида бэндпассов:

  • четвертой категории (две камеры со встроенным фазоинвертором в верхней);
  • шестой категории типа А (две камеры и два фазоинвертора, каждый из них в своей камере);
  • шестой категории типа Б (две камеры и два фазоинвертора, при этом верхний является общим для обеих камер).

Четвертьволновой резонатор представляет собой тоннель с определенными сечением и длиной. Отдача такой конструкции выше на 40%, чем у фазоинверторных, и до 300%, чем у закрытых ящиков.

Как выбрать сабвуфер?

При покупке сабвуфера следует учесть несколько факторов:

  • цена на устройство;
  • площадь помещения, в котором будет установлено устройство;
  • предполагаемое место установки;
  • звуковые пристрастия;
  • диапазон выдаваемых частот;
  • предельное давление звука;
  • сочетаемость с другими элементами системы.

Хорошими считаются сабвуферы, цена на которые начинается от 10000 рублей. При покупке устройства можно получить отличные верхние и средние низкочастотные диапазоны, но установить оборудование эффективно в помещении, не превышающем 20 кв.м.

Сабы со стоимостью более 20000 рублей предназначены для обширных площадей. Им обдают предпочтение настоящие ценители аудио. При выборе следует ориентироваться на мощность системы, так как чем она выше, тем лучше будет передаваться звук. Правда, не стоит приобретать в небольшую комнату сабвуфер с мощностью до 1кВт.

Что касается диапазона частот, то лучше отдать предпочтение устройствам, чья нижняя граница начинается хотя бы с 60 Гц. Здесь работает правило: чем ниже граница частоты, тем более качественные басы можно получить. Гнаться за верхней границей не стоит, так как любые колонки и без того озвучивают диапазон от 350 до 2000 Гц. Стоит помнить, что чем более ограничен звуковой диапазон у сабвуфера, тем более качественно он будет его передавать.

При установке сабвуфера в помещении стоит выбрать место у длинной стенки вдали от угла. Звуковое давление должно быть от 100 дБ, при этом с ростом показателя усиливается и мощность выдаваемых звуков. Еще одним параметром является наличие регуляторов, встроенных в сабвуфер. К числу необходимых можно отнести Уровень (Level), Частоту среза (Frequence) и Фазу (Phase).

Подключение сабвуфера

Любая низкочастотная акустическая система подключается либо по низко-, либо по высокоамплитудным входам. При подключении по высокоамплитудным входам, необходимо соединить устройство с усилителем или ресивером на разъемы для второй пары колонок (в случае если усилитель имеет такую возможность).

При использовании высокоамплитудных выходов допускается следующая процедура подключения: сигнал передается на сабвуфер от выходов на фронтальную пару ресивера, в результате чего высокие частоты автоматически отсекаются и перенаправляются на передние колонки. Правда, усилитель сабвуфера в таком случае не выполняет своей функции. Вышеописанные способы очень редки и прибегают к ним лишь тогда, когда нет возможности провести подключение через низкоамплитудные входы или если используется пассивный сабвуфер.

Для подсоединения к низкоамплитудным входам используются разъемы RCA, на которых стоит пометка Sub out или Pre-out, что означает одно и тоже. В том случае, если у ресивера или усилителя только один вход, подсоединение возможно к левому разъему входа с надписью Mono или пометкой L. Второй сабвуфер подключается исключительно через низкоамплитудные выходы.

Таким образом, при желании добавить в акустическую систему низких частот, придающих объемности, необходимо добавить в нее сабвуфер. Одного устройства вполне достаточно, так как человек не способен различать, откуда исходит звук с низкой частотой. Правда, многое зависит от того, какая конструкция у сабвуфера и какими параметрами он обладает. Чтобы все было подсоединено правильно, рекомендуется заранее ознакомиться с инструкцией по применению, что значительно упростит процесс настройки и не повлияет на качество передаваемого сигнала.

Итак, вы решили выбрать сабвуфер для своей музыкальной системы. И мы это всячески приветствуем, поскольку считаем, что

в домашнем кинотеатре без него никак…

Сабвуфер (а чаще даже не один) – вещь жизненно необходимая в кинотеатральном комплекте, ведь многоканальный звук – это неотъемлемая часть любого фильма, и для сабвуфера (а вовсе не для поддержки «хилых» колонок, как некоторые думают) там даже выделены отдельные каналы со своей собственной информацией.

…и в стереосистеме его наличие тоже желательно

Сходу разбёрем пару типичных ситуаций.

Допустим есть любимые полочные колонки, звучание которых очень нравятся, но по объективным параметрам они не способны «прокачать» имеющееся помещение. Добавлением саба вы не измените их узнаваемый звуковой почерк, но обеспечите весомый басовый фундамент (расширение частотного диапазона вниз).


Ещё вариант – переезд в новую квартиру и осознание того, что имеющиеся колонки (пусть даже и напольные) не обеспечивают необходимого качества звука в увеличившемся по объёму помещении. «Подпереть» их сабом снизу – милое дело: это точно дешевле, чем менять сами колонки, а следом за ними, возможно, и усилитель.

Дело не только в басе

Хороший сабвуфер не только увеличит протяжённость АЧХ вниз, он ещё и существенно разгрузит средний и высокий частотный диапазон усилителя основных колонок, сделает их звучание чище и детальней.

Основные критерии выбора

Выбирая сабвуфер для своей системы, вы должны ориентироваться, прежде всего, на следующие факторы.

Потенциал основных колонок.

Если это компактные колонки с нижней граничной частотой порядка 60 – 70 Гц, то вам подойдёт практически любая, даже относительно бюджетная модель сабвуфера (от 10 000 до 20 000 ₽) – наример, Ultimate SYM 5 .

Если же это полноразмерные напольники, способные «копнуть» чуть ли не до 30 Гц, то для действительного улучшения качества их звучания придётся раскошелиться и на соответствующую модель сабвуфера, потому что ему придется опускать нижнюю граничную частоту системы чуть ли не на октаву, а это – задача для сильных духом!

В качестве примера можно привести сабвуферы REL .

Параметры помещения

Нужно прикинуть кубатуру помещения, чем она больше – тем мощнее должен быть сабвуфер.


Производители сабвуферов выпускают множество разных моделей – от самых маленьких до весьма внушительных, и вы всегда сможете подобрать способную «прокачать» именно ваше помещение

Приступаем к выбору

Самое сложное – слитность с основной акустикой

Сабвуфер и основные колонки должны совпадать как тембрально, так и динамически. Это критерий не качественный, а скорее – характеризующий индивидуальный почерк динамиков, в первую очередь – скорость их отклика. Необходимо добиться единообразной фактуры звучания, чтобы ни один из источников не выбивался из общего хора, а для этого важно в том числе и обеспечить бесшовный частотный стык сабвуфера и колонок. К этому можно прийти двумя путями простым и сложным:

Простой путь – «родной» саб

Допустим, вы – ярый поклонник монобрендового подхода к формированию ассортимента колонок у себя дома. Тогда вам прямая дорога за продукцией проверенных производителей, вроде английского Monitor Audio , немецкого ELAC или датского System Audio , которые предлагают множество решений по озвучиванию в рамках поставленных задач. Помимо гарантированного именем производителя качества изготовления и звучания, вы получаете единообразие дизайна и отделки, а также, что не менее важно – одинаковую тональность, в силу конструктивной идентичности всех акустических компонентов системы.


«Чужой» сабвуфер – сложно, но результат может быть лучше

Если собрать систему целиком от одного производителя не представляется возможным (либо вы просто не ставите перед собой такую цель), то можно обратиться за помощью к специализированной компании, выпускающей исключительно сабвуферы. Например, к такому легендарному британскому производителю, как REL. Да, тут придётся повозиться с выбором и настройкой, но результат вас точно не разочарует.


А вот от чего хотелось бы предостеречь, так это от попыток использовать сабы, созданные для «чужой» модельной линейки. В отличие от них, сабвуферы специализированных фирм изначально разрабатываются, чтобы «подружиться» с любой акустикой, и согласовать систему вам будет проще.

Определяемся с конструкцией

Самое основное: «калибр», количество и конструкция динамиков

Вариантов, естественно, море, но если брать крайние значения, то, скажем, сабвуфер с 8-дюймовым бумажным басовиком больше подойдёт для каких-нибудь настольных полочников, а если мы говорим про кинотеатр в большом зале, то тут явно речь должна идти о карбоновых или металлических диффузорах диаметром как минимум 10 – 12 дюймов.


Акустическое оформление

Оно определяет тот объём воздуха, с которым контактирует диффузор сабвуфера в его корпусе.

Фазоинвертор — самый тривиальный вариант: с его помощью можно заставить басить относительно небольшой динамик в компактном корпусе, но придётся смириться с определёнными компромиссами в звучании, прежде всего с «сопением» – призвуками порта при прохождении по нему воздушного потока, а также с более резким падением АЧХ после частоты настройки порта, по сравнению скажем с закрытым АО. Результат воспринимается, «как гудение на одной ноте».

Пассивный радиатор — промежуточное решение , когда роль фазоинвертора выполняет ещё один динамик, но без магнитной системы. Это избавит нас от «сопения».

Самый музыкальный сабвуфер – с закрытым акустическим оформлением , но он же и самый громоздкий, сложный в расчётах и производстве и, как следствие – недешёвый.


Усилители

В качестве встроенных сабвуферных усилителей чаще всего используются модели . Первые – традиционные, этой технологии уже несколько десятков лет, и пожалуй единственный её недостаток – сложность с обеспечением сверхбольших значений выходной мощности. Его лишены модели класса D (на базе широтно-импульсной модуляции), но традиционные усилители, работающие по этому принципу, иногда обвиняют в недостаточной музыкальности.

Теперь дело за функционалом

Как и йогурты, не все сабвуферы одинаково полезны. Даже если не принимать во внимание качество их разработки и производство, они существенно разнятся по функциональному оснащению.

Выбирая саб, нужно иметь в виду, что придётся его подключать к основной системе. Поэтому обратите внимание на способы подключения, которые предусматривает та, или иная модель.

Коммутация, настройка и управление сабвуфером – практически неисчерпаемый источник разнообразия. Минимальный набор, который есть почти у всех:

  • Уровень сигнала
  • Частота и крутизна раздела
  • Регулировка фазы

Дальше начинаются различные опции: беспроводное подключение, параметрический эквалайзер, дистанционное управление (в том числе с помощью мобильного приложения) – все эти вещи по-своему полезны, но только в том случае, если вы умеете ими пользоваться.


Способы подключения сабвуферов к системе

Классический вариант коммутации кинотеатрального саба – подключение его к специализированному сабвуферному выходу на AV-ресивере. Все остальное сделает настроечный микрофон и встроенное в ресивер ПО, этот функционал сейчас имеется даже у самых бюджетных моделей.

Со стереосистемами малость посложнее – штатных вариантов подключения там не существует и всё зависит от изобретательности и опыта производителя сабвуферов, как именно он предусмотрел интеграцию своего изделия.

Существуют ли нетипичные методы подключения?

Ещё бы! Британская компания REL, один из патриархов сабвуферного движения, предлагает целых три варианта:

  • традиционный линейный
  • специализированный низкочастотный кинотеатральный
  • фирменный высокоуровневый

Для большинства сабвуферов реализуем только линейный способ подключения. Его REL считает наименее предпочтительным, предлагая использовать только в том случае, если для использования других вариантов нет технической возможности.


В высокоуровневом режиме сабвуфер фактически подключается к усилителю параллельно колонкам. Такой способ подключения обеспечивает идентичность поступления сигнала на все излучатели и слаженность их работы.

В кинотеатральном режиме используется специализированный вход канала низкочастотных эффектов LFE (Low Frequency Effects). Но есть возможность задействовать его параллельно с высокоуровневым, что, согласно заверениям производителя, дополнительно улучшит качество звучания.

Таким образом, сабвуферы REL способны не только отрабатывать низкочастотные спецэффекты, но и, одновременно, поддерживать басом основную акустику.

Кино, или музыка?

Если вы ищете сабвуфер для домашнего кинотеатра , то основными требованиями к нему должны стать развиваемая громкость и отсутствие посторонних призвуков. Ведь не зря все эти взрывы и прочие звуки называются «эффектами», и сабвуфер, в данном случае, выступает инструмент для их реализации.


Если же мы говорим про музыку , то там на первом месте выходит эмоциональность звучания, а значит оттенки, обертона и прочие тонкие материи. Для них важнее точность и честность, которые кроются возможно не в громоподобной мощности, но в деликатности и детальности. Проще говоря, сабвуфер в стереосистеме должен играть басовые ноты, а не гудеть на одной ноте и не громыхать. И проверить это можно только одним способом: послушать «потенциального кандидата» в салоне, где смогут создать условия, похожие на те, что имеются у вас дома.

Резюме

Во-первых, сабвуфер – желательный элемент практически любой аудиосистемы – как стерео, так и многоканальной.

Во-вторых, заложите некоторое время на выбор. Сначала подберите 3-5 вариантов по характеристикам, а потом приходите на прослушивание в салон. Такой подход позволит вам сузить круг «кандидатов» и сэкономить время.

Выбор сабвуфера – дело трудное, но благодарное. Живое объёмное звучание обновлённой музыкальной системы стоит затраченных усилий.

Как подобрать сабвуфер мы вам рассказали. А скоро расскажем о том, как его настроить!