Как называется азбука для слепых. История создания и особенности пользования шрифтом брайля для незрячих. Что собой представляет азбука Брайля

Мастер-класс по теме: Как изучить шрифт Брайля История открытия

Шрифт Брайля – это система письма, которая позволяет незрячим и слабовидящим людям читать и писать путем прикосновений.

Шрифт был изобретен Луи Брайлем (1809-1852), который сам потерял зрение и стал учителем незрячих людей. Он состоит из рельефных точек, расположенных в ячейках, – всего до шести точек, которые размещаются в два столбца, по три точки в каждом. Каждая ячейка представляет собой букву, цифру или знак препинания. Для некоторых часто используемых слов или буквосочетаний есть свои собственные обозначения.

Шрифт был изобретен Луи Брайлем в возрасте 15 лет, в 1824 году.

Предшественники шрифта Л.Брайля:

    рельефно-линейный шрифт - создатель -Валентин Гаюи

Луи учел такой недостаток «ночного шрифта», как большие размеры знаков, ограничивающий количество знаков на страницу.

Преимущества рельефно-точечного шрифта

    Небольшие размеры знаков и удачное соотношение ширины и высоты (3/5), дают возможность полностью помещать знак под пальцем и обеспечивают целостное и одномоментное восприятие.

    Небольшое количество точек в знаке, достаточные размеры для их тактильного восприятия создают благоприятные условия для различения букв.

    Восприятие точечного состава каждого знака способствует возникновению в кожном рецепторе достаточно сильных раздражений и формированию тактильного восприятия буквы в целом.

Описание системы («Ключ Брайля»)

    Ключ Брайля - это общепринятый порядок знаков системы Брайля

    В основу системы Брайль положил шеститочие .

Это набор из шести выпуклых точек, расположенных в два вертикальных ряда, по три точки в каждом.

    Число возможных комбинаций точек в шеститочии равняется 64 .

    Одно шеститочие соответствует одному знаку.

    Шеститочия располагаются в ряд, образуя строку, расстояние между крайними точками двух соседних шеститочий - ок. 4 мм.

    Нумерация точек идёт сверху вниз по столбцам.

    Нумерация точек при записи идёт в обратном порядке - сначала по правому столбцу, затем по левому:

    точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней - точка 2, в нижнем правом углу - точка 3

    в левом верхнем углу находится точка 4, под ней - точка 5, в левом нижнем - точка 6.

    Важной особенностью системы является «зеркальность» процессов чтения и письма.

    Чтобы получить рельефные точки на листе бумаги, наносить их нужно с обратной стороны листа .

    Чтобы прочесть последовательность знаков слева направо, следует писать справа налево (одни и те же знаки при письме и при чтении будут зеркальным отображением друг друга).

Чем и как пишут по Брайлю?

    Для письма по системе Брайля используют:

    специальный прибор, который содержит пластину с углублениями;

    «грифель» - острый металлический стержень;

    особую плотную бумагу.

    Прибор для письма по брайлю состоит из металлических пластин. Одна пластина - нижняя - сплошная, другая - верхняя - имеет множество прямоугольных отверстий, вырезанных рядами. Сложенный прибор называют «закрытым». «Открыть прибор» означает отвести верхнюю пластину (ее называют «крышкой»).

    На верхнем и нижнем краях крышки находится по два коротких острых штыря, а в нижний пластине в соответствующих местах четыре углубления. Лист бумаги, вложенный в открытый прибор, накрывается крышкой, штыри прокалывают лист и фиксируют его в приборе неподвижно

Грифели для письма

    Грифель представляет собой остро заточенный металлический стержень с рукояткой. Сейчас рукоятки делаются из пластмассы, раньше - из чугуна.

    Грифель обхватывается большим и средним пальцами, в углубление сверху грифеля («седло») помещается указательный палец.

    Сгибая кистевой сустав, пишущий делает острием грифеля углубления в листе бумаги. Грифели делаются разных размеров, например, детские.

Бумага для письма

    Используется только специально изготовленная очень плотная бумага.

    Для письма в обычном приборе широкий лист складывается вдвое, пишут сначала на одной, затем на другой половине листа.

    В настоящее время пользуются преимущественно уже готовыми тетрадями и блокнотами в бумажных или пластиковых обложках.

Печатные издания

    Брайлевская книга содержит обычно от 120 до 200 страниц. Эти книги имеют внушительные размеры;

    текст одной плоскопечатной книги не вмещается в одну «брайлевскую», иногда для этого требуется 20 рельефных книг и даже больше!

    В начале текст набирается (чаще сканируется) на компьютере. Затем рельефные страницы выбиваются на листе металла. Эти листы и используют как матрицу, выдавливая страницы на бумаге.

Тренажеры для обучения:

    "Брайлевская колодка "

Предназначена для обучения системе Брайля. С помощью штифтов «грибочков» на планке можно производить набор цифр, букв и слов. Планка выполнена из дерева, штифты из пластмассы.

    Игровые тренажеры для обучения

Методика запоминания – «параллельное чтение»

Зачем учить азбуку Брайля?

Для нормального формирования психики ребенка письменная речь имеет немаловажное значение.

Дети, потерявшие зрение в раннем возрасте или родившиеся незрячими, по достижении школьного возраста попадают в специализированные школы для слепых, где их обучают писать и читать именно с использованием шрифта Брайля.

Родители таких детей могут помочь ребенку научиться читать раньше, если сами изучат данный способ письма. Однако зрячим людям, так же как и поздно ослепшим, изучение азбуки, как правило, дается тяжело, так как обычное письмо требует плавности движений, а шрифтом Брайля пишут с большей резкостью.

Луи Брайль создал систему, которая позволяет незрячему человеку получить образование и справляться со многими задачами самостоятельно, и тем самым внес серьезный вклад в развитие тифлопсихологии (раздел психологии, изучающий развитие слепых и слабовидящих людей).


МОСКВА, 30 мая — РИА Новости. Надписи, выгравированные на наградах, которые будут вручены участникам Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году , сделаны шрифтом Брайля, сообщил в четверг глава оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко.

Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт, разработанный для письма и чтения слепых французским тифлопедагогом (педагог, работающий со слепыми или слабовидящими детьми) Луи Брайлем (Louis Braille, 1809-1852), который сам ослеп в трёхлетнем возрасте.

В основе шрифта положены комбинации из точек. Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек, расположенных в два столбца, по три в каждом. Существует также восьмиточечная система Брайля, в которой содержатся еще две точки (т. е. в каждом столбце содержится по четыре точки).

Брайль принял порядок букв латинского алфавита. Для обозначения первых букв алфавита служат верхние и средние точки шеститочия. Для обозначения последующих букв добавляется нижняя точка слева, потом слева и справа, затем справа. Этими же знаками обозначаются и буквы русского алфавита с добавлением специальных знаков. Различные комбинации шеститочия дают возможность обозначать также цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки.

Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что процесс чтения осуществляется по выпуклым точкам, поэтому прокалывать их надо с обратной стороны листа (справа налево), а уже чтение происходит стандартно — слева направо. При чтении точки нумеруются по столбцам сверху вниз. Соответственно при записи они идут в обратном порядке.

Традиционный шеститочечный Брайль включает 64 символа, 63 из которых информативные и пробел. А в восьмиточечном шрифте Брайля содержится 256 символов: 255 информативных и пробел. Вследствие такой ограниченности общего числа различных комбинаций точек, часто используются двуклеточные знаки (состоящие из двух знаков, по отдельности имеющих свои функции), дополнительные знаки (знаки больших и малых букв разных алфавитов, цифровой знак и т. д.). Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих почти до десятка .

Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 миллиметра, диаметром — 1,4 миллиметра записывается в ячейке размером 4,2 миллиметра на 7 миллиметров. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Он читается с помощью указательного пальца одной или обеих рук. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст.

На основе шрифта Брайля можно достичь скорости чтения 150 слов в минуту, что составляет примерно половину быстроты чтения зрячих .

Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была "История Франции", которая вышла в 1837 году. Шрифт Брайля был официально принят во Франции лишь в 1853 году, через год после смерти его создателя от туберкулеза. В мире существует ряд издательств, выпускающих книги со шрифтом Брайля. Крупнейшим из них является Лондонский Королевский национальный институт для слепых. Помимо книг и газет, он издает ноты, экзаменационные документы и даже банковские извещения.

В России книгопечатание шрифтом Брайля началось в 1885 году.

Форматы листов для печати шрифтом Брайля отличаются, что чаще всего связано с национальными особенностями типографического дела. В России и на постсоветском пространстве лист содержит 25 строк по 30 или 35 знаков в каждой и имеет размер 23 на 31 сантиметров.

В настоящее время система Брайля приспособлена для разных языков, даже китайского. Он был, к примеру, адаптирован для таких редких языков как гуарани (распространен в Парагвае), тибетского и дзонг-кэ (официальный язык государства Бутан).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В три года он потерял зрение по недосмотру, по нелепой случайности, в двадцать шесть заболел туберкулезом; умер, измученный болезнью, в сорок три, не дожив одного года до официального признания своего алфавита, дела всей своей жизни. И в то же время это история о человеке, прошедшем свой путь с максимальным достоинством и максимальной пользой, не растративши впустую ни капли Божьего дара, и с честью принявшем свой жребий.

Пользуясь современной риторикой, привычной нашей повседневности лексикой борьбы и победы, какую мы используем, когда говорим о болезни или несчастье, мы должны были бы (или могли бы) написать, что Луи Брайль бросил болезни и судьбе вызов, боролся с недугом, жил полно, так, как если бы его недостатка и не было вовсе. Но что-то мне подсказывает, что человек, каждое письмо к друзьям заканчивающий фразой: «Жизнь моя в Господних ладонях», не оперировал такого рода категориями.

Брайль дитя своего века, он ведь не знал, что человек обязательно должен быть счастлив. Ему об этом с детства не рассказали. Хотя, нужно заметить, что «честно бороться с судьбой» и «с честью принять свой жребий» – вещи не столь противоположные друг другу, как может показаться с первого взгляда.

Все это слова, уже совершенно запутавшие нас. Это ведь мы, считающие, что любое испытание – только помеха на пути к обязательному благополучию; воспитанные своей эпохой «облегченной жизни» (которая, к слову сказать, на наших глазах сейчас проваливается в темноту), привыкли прикрываться «хорошими», правильными словами.

Вот, скажем, знаете, как назывался один из самых крепких и полезных журналов для незрячих, издававшийся в России с 1886-ого года по декабрь 1917-го? «Русский слепец». На современный слух название оглушительно нетактичное. В нем слова как будто еще до политкорректного грехопадения, еще не научились стыдиться себя. Они обозначают только то, что обозначают, без дополнительных смыслов.

А нынче конкурс для слабовидящих и незрячих детей скорее будет назван, скажем, «Яркий мир». Или «Радуга». В этих названиях и корректность, и привычный для современного облегченца «хорошенький» смысл несмотря на болезнь, мир детей яркий, потому что они живут полной жизнью, болезнь преодолевают, учатся жить «мимо нее» – разве нет?

Между «Русским слепцом» и «Ярким миром» лежит целая эпоха заигрывания со словом и с роком. Но путь преодоления все равно один, какими словами его ни определяй. Жить, отгоняя от себя смертную тоску, не растрачивать силы души на уныние, жалеть других больше, чем жалеешь себя. Ничего другого и придумать-то не получается. И история Луи Брайля может быть очень даже полезной – как пример. Потому что он именно так и жил.

Дар

Тут нужно сказать, что Луи Брайль никогда не был одинок. Внутри себя он постоянно чувствовал «чудо Божьего присутствия» так он определял свой дар; что же касается его внешнего окружения, то начнем вот с чего: у него были очень хорошие родители.

Если бы не потеря зрения, Брайль, возможно, стал бы выдающимся математиком – так принято считать, это обычная версия, принимаемая его биографами – потому что его алфавит задуман и исполнен с точностью и изяществом великолепной математической задачи.

Что же касается его родителей – они нашли в себе достаточный запас души, чтобы любить его деятельной любовью. Родился Луи в 1809-ом году, недалеко от Парижа, но в маленьком городке. Уездном, ежели по-российски. Отец его, Симон Брайль, был ремесленником, шорником, изготавливал конскую упряжь.

Семья не была богатой, но считалась достаточной, ведущей «достойную жизнь». Много силы, нужно сказать, в этом определении «достойной жизни», из которой, в общем, и рос всякий европейский средний класс; В.В. Розанов, который много труда положил на размышления, откуда берется достоинство «простого человека», считал, что прежде всего оно начинается с чистой воскресной рубашки.

Так или иначе, к тому времени, когда родился Луи, семья располагала большим количеством примет «достойной жизни», чем воскресные рубашки был и благополучный дом, и благотворительность, и досуг. Три составные части достоинства: порядок, излишек, досуг. Но, разумеется, был и ежедневный труд – отец брал мальчика с собой в мастерскую, и именно там, во вполне младенческих летах, в три года, Луи выколол себе глаз шорным шилом. На второй глаз перекинулось воспаление, вызванное раной, и мальчик ослеп.

Дом-музей Луи Брайля; Coupvray, 77700 Torcy, Marne-la-Vallee, France http://upload.wikimedia.org/

Маленький Луи был желанным и жданным ребенком – первый мальчик после трех дочерей, и отец очень любил его. И после того, как Луи поправился и окреп после болезни, Симон Брайль начал учить сына (сначала по наитию) всему тому, что может потребоваться в жизни.

Он боялся, что мальчика может постигнуть судьба попрошайки, папертного сидельца, или слепого музыканта на ярмарке – обыкновенная судьба незрячего человека в то время. Симон взялся укреплять мальчика физически – водил на многочасовые прогулки. Учил его в лесу и в поле на ощупь и по запаху определять растения и различать птиц по голосам. Много читал ему вслух. Наконец, обойными гвоздями выбил на деревянной доске выпуклые буквы – весь алфавит – и принялся учить читать.

Возможно, с этой обойной доски и начался брайлевский алфавит. Как тень идеи. Гвоздь с выпуклой шляпкой, вбиваемый в доску. Рельеф, отверстие и выпуклость. Впрочем, в то время уже существовал рельефно-линейный алфавит Гаюи для слепых – построенный именно что на идее упростить начертание обыкновенной латинской буквы и сделать ее выпуклой. Не уверена, впрочем, что Симон Брайль знал о разработках Гаюи. А писать Луи учился, складывая буквы из палочек.

Одновременно Луи приучали к ручной работе – к тому, что может прокормить его в будущем. Приспособили плести бахрому для упряжи и шить домашние туфли. Пригласили учителя музыки, и тот выучил мальчика основам игры на скрипке. Местный священник, настоятель церкви Святого Пьера аббат Палу обучил Луи началам богословия.

Что, казалось бы, еще? Но тут выяснилось вот какое обстоятельство: мальчик оказывался во всяком деле слишком способным учеником. И когда отец отвел его в обыкновенную школу (событие беспрецедентное для того времени), Луи стал в школе для «обычных» детей первым учеником. Уж очень память оказалась хорошая. И быстрота соображения тоже.

И тогда родители, заручившись рекомендациями аббата Палу, отвезли Луи в Парижский институт для слепых. Луи Брайль был зачислен институтским адептом в январе 1819-го года, в возрасте десяти лет, и с тех пор вся жизнь Брайля была связана с институтом. Он его закончил, в нем преподавал, в его стенах создал свой алфавит.

Институт

Если в какой либо стране и суждено было появиться идеальному алфавиту для слепых, то этой страной не могла не стать Франция, которая к началу девятнадцатого века была наиболее «продвинутой» в деле призрения незрячих.

Отчего так получилось? Трудно сказать: возможно, оттого, что деятельность даже одного энтузиаста может значительно изменить нравственный ланшафт общества.

И во Франции такой энтузиаст нашелся – Валентин Гаюи, основатель Парижского института для слепых. Но некоторые исследователи считают, что причина особого отношения к слепоте была заложена раньше, когда один из самых удивительных королей всех времен и народов, Людовик IX Святой, который приглашал нищих и калек за стол во время королевских трапез, и следил, что бы им подавали те же блюда, что и ему самому; тот самый Людовик IX, который сам возглавил седьмой крестовый поход и чудом вырвался из плена – вот именно он, когда вернулся из Сирии, основал приют для слепых воинов крестоносцев.

Валентин Гаюи http://upload.wikimedia.org/

То было в 1260-ом году, приют этот оказался одним из самых первых в мире, и в нем жили триста рыцарей, ослепленных неверными. Возможно, вот этот ореол рыцарственной, героической причины слепоты, который долго витал над приютом даже после того, как он с годами превратился просто в место призрения незрячих, помог делу.

Но этот ореол совершенно не влиял на общую печальную судьбу слепого человека в конце, скажем, века восемнадцатого. Если семья отказывалась поддержать незрячего, он неизбежно оказывался на паперти или на ярмарке.

В бедных семьях даже и наличие родных не спасало слепца от общей участи – напротив того, он становился заложником родственной жадности. Валентин Гаюи, который в 1774-ом году решил доказать, что незрячие дети поддаются обучению и нуждаются в нем, нашел на паперти своего первого ученика, подростка Франсуа Лезюера, и был вынужден выплачивать его родителям сумму, равную той, какую ребенок ежедневно выручал попрошайничеством.

Без даже беглого рассказа о Гаюи не составишь правильного впечатления о судьбе Луи Брайля и, главное, судьбе брайлевского алфавита. Валентин Гаюи был необыкновенно талантливым организатором. И человеком жалостливым, с горячим сочувственным характером, не переносящим чужого унижения. Все вместе привело к исключительным результатам.

Считается, что жизнь Гаюи (и жизнь многих и многих французских незрячих) изменила парижская пасхальная ярмарка 1771-ого года. Гаюи, на тот момент парижский студент, склонный к филантропии, волонтерствующий время от времени в школе для глухонемых, основанной аббатом Де Лепе, зашел в один из ярмарочных павильонов, и был пронзен бесстыдным зрелищем.

В павильоне «издевались над людьми и над музыкой»: ради создания комического эффекта на слепых напяливали огромные картонные очки, а играть они должны были на сломанных или специально расстроенных инструментах, извлекая из них чудовищные звуки («свинский рев»). Публика смеялась.

Валентин Гаюи взялся за дело. Уже в 1774-ом году у него появился первый ученик, тот самый Франсуа Лезюер, и Гаюи учил его читать, используя свой рельефно-линейный алфавит обыкновенные, если вы помните, буквы, упрощенно написанные и выпукло выбитые на картоне.

Одновременно он пытался получить от благотворителей деньги на школу для слепых детей, но до поры тщетно. И тогда Гаюи понял, что должен возвратиться «со своим слепым на ярмарку», но ярмарку высокого тона – он принялся демонстрировать успехи своего ученика (Франсуа научился читать, что для того времени оказалось чуть ли не аттракционом) в светских гостиных.

Дамский щебет о «необыкновенных успехах нашего маленького слепого» дошел (таков и был план) до Версаля. Гаюи пригласили ко дворцу продемонстрировать успехи подопечного; Людовик XVI и Мария Антуанетта были восхищены, энтузиасту назначили пенсию.

В 1784-ом он открыл первое учебное заведение для незрячих, «Ателье трудящихся слепых», и сформулировал первый принцип своей школы: «Необходимо дать возможность всем слепым учиться, избавив их от тяжкого и опасного бремени праздности, способствующей усвоению худых привычек и даже пороков». В конце 1786 года высочайшим указом ателье получило статус Королевского института для слепых, со ста двадцатью стипендиями для учащихся.

В институте детей учили читать посредством гаюевского алфавита, на слух давали академические дисциплины, обучали ремеслам и музыке. Даже в тяжелый послереволюционный период институт устоял. Только стал называться Первым национальным, или просто Парижским институтом для слепых. И вот в это заведение, основанное великолепным энтузиастом, привезли в 1819-ом году Луи Брайля.

Шесть точек

Брайль стал в институте «самым успевающим студентом со дня его основания». И своего рода любимцем учителей – что не помещало преподавателям института противиться впоследствии внедрению и распространению его алфавита. Но то позже. А пока Брайль был гордостью. Выучил на слух латинский, древнегреческий, итальянский, испанский и английский языки. В четырнадцать лет был назначен руководителем институтских мастерских. Научился играть на пианино и органе, и в шестнадцать получил оплачиваемое место органиста в церкви Сен-Николя де Шан. В девятнадцать был принят на должность учителя-репетитора; преподавал географию, алгебру и музыку. Был признанным музыкантом, давал концерты.

В пятнадцать придумал свой алфавит, а в 1829-ом издал брошюру «Способ написания слов, музыки и песнопения с помощью точек», в которой были зафиксированы главные принципы рельефно-точечной письменности. В дальнейшем он совершенствовал систему, но не затрагивал основных принципов.

Что подтолкнуло к изобретению? Все имеющиеся способы чтения для слепых были основаны на рельефном начертании латинского алфавита; наиболее из них используемый, метод Гаюи, был бы всем хорош, если бы не оказался столь медленным и трудоемким: «Слепому ребенку столько времени нужно было потратить, чтобы прочесть предложение, что, дойдя до конца, он нередко забывал, о чем говорилось в начале». Кроме того, чрезвычайно дорогостоящим делом было печатание такого рода книг – в Парижском институте, который сам занимался изданием книг по методу Гаюи, было всего четырнадцать драгоценных фолиантов с выпуклыми буквами.

Луи Брайль хотел добиться быстрочтения, но даже у него мало что получалось.

В 1821-ом году, когда ему было двенадцать, он познакомился с 12-точечным методом капитана Барбье (и, собственно говоря, с самим капитаном Барбье), который для военных нужд (шпионских и солдатских) придумал «письмо в темноте». А именно способ шифровки секретных военных донесений, каковые, как предполагалось, можно было написать и прочесть в полной тьме, в окопе, в засаде – не выдавая огнем своего присутствия.

«Ночное письмо» основывалось на точках, проколах (что Брайлю показалось удачной находкой), но сама по себе система не была продумана. Код из двенадцати точек (два ряда по шесть) не был удобен для осязания, и делал запись неоправданно длинной: так можно было передать координаты противника, но масштабный текст не запишешь. Кроме того, метод Барбье был фонетическим, основанным на таблице из 36 звуков и звукосочетаний французского языка, что исключало саму идею правописания.

В общем, Брайль создал свой алфавит, и удобства его изобретения зиждились, как считается, на математическом расчете и знании большого количество языков.

Его шеститочечная система проста, как просто все, что нельзя изменить, потому что не имеет смысла менять, как своего рода «идеальная вещь»: «Простейшая комбинация, составленная всего лишь из трех пар легко осязаемых точек, расположенных вытянутым четырехугольником, позволяет создавать при перемещении точек 63 знака, и изобразить все буквы алфавита, знаки препинания, цифры, математические символы и нотные знаки».

Шесть точек легко покрываются подушечкой одного пальца, и узнаются, угадываются мгновенно – при одном касании. Это дает возможность беглого чтения (при известном опыте, конечно) – ведь и зрячий человек начинает бегло читать только тогда, когда как бы на лету угадывает читаемое слово.

Голубиная простота алфавита Брайля сразу понравилась ученикам и тем преподавателям института, которые сами были незрячи. Они обеспечили изобретению горячую и многолетнюю фанатскую поддержку.

А весь основной преподавательский корпус, все зрячие педагоги оказались против. Для них естественна была мысль, что все, что «хорошо видящему, хорошо и для не видящего» – слепому надо просто как следует постараться. Для того, что бы признать удобство алфавита Брайля, тифлопедагоги должны были сами сначала выучить новый алфавит, то есть для них рушилось все умственное устройство, весь мессианский пафос их труда: не слепые должны были учиться у зрячего, а зрячие у слепого. Непорядок.

Дальнейшая жизнь Луи Брайля – это работа в институте (до конца, до самой смерти), любовь и признание учеников, болезнь, совершенствование своего алфавита, и борьба за то, что он (алфавит) был признан.

Официально во Франции «система рельефно-точечной письменности для слепых по методу Брайля» была признана в 1853-ем году, через год после смерти Луи Брайля от туберкулеза.

В 1870-ом году, на Парижском международном конгрессе слепых система Брайля была принята как основа обучения и книгопечатания для слепых во всех странах мира.

Вечная надежда

Собственно, это вся история Луи Брайля. Остается только добавить, что Брайль был по-настоящему добрым человеком и жалел своих учеников безусловно больше, чем самого себя. Хотя в письмах к друзьям горько жаловался на безнадежность своей болезни. «Надежда» было часто употребляемым им словом.

У него было большое знакомство и обширная переписка; зрячим друзьям от писал письма обыкновенным способом, разборчиво и ясно, используя только линейку для выравнивая строк.

Финансово поддерживал недостаточных студентов, и откладывал из своего жалованья деньги на помощь нуждающимся. После его смерти друзья нашли в его вещах коробку с надписью: «Сжечь, не открывая». Естественно, тотчас открыли. В коробке лежали сотни долговых расписок – от всех тех, кому Брайль одалживал деньги. Там были и расписки любознательных душеприказчиков. Молча сожгли бумаги.

А в одном из последних своих писем Луи Брайль написал: «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды».

Слепотой называют состояние, которое возникает вследствие полной потери зрения на оба глаза. Человек перестает не только видеть, но и ощущать свет. Это приводит к потере возможности ориентироваться в окружающем пространстве (бытовая слепота) и неспособности выполнять работу даже при помощи оптических приборов (профессиональная слепота).

Причины слепоты

Нарушение или полная потеря зрения, как правило, вызваны разными факторами. К ним относят внутриутробные заболевания и пороки развития плода, которые приводят к врожденной слепоте новорожденных. Потерю зрения у детей и взрослых до 50-ти лет обычно вызывают заболевания и травмы глаз. У лиц старшего возраста слепота нередко наступает вследствие сосудистых патологий органа зрения, возникновения глаукомы. В последнем случае, возвращению зрения способна помочь хирургическая пересадка роговицы.

Обучение и трудоустройство инвалидов

Даже имея физические ограничения, в России незрячие люди имеют возможность обучаться разным профессиям и проявлять себя на разных должностях. Их трудоустройство, является обязанностью Общества слепых, которое в том числе, ведет культурно-массовую и просветительскую работу в среде людей, имеющих ограничения по зрению. Административные центры Общества слепых находятся во всех крупных городах страны. На них же возложена обязанность обучения и профориентации слепых и слабовидящих граждан.

Получение среднего образования слабовидящими и слепыми детьми, в России является обязательным. При этом, обычные общеобразовательные школы принимают учеников с остаточным зрением. Для их обучения применяются лупы и увеличивающие устройства, а также прочие приемы дающие возможность ребенку усвоить учебный материал.

Детей со зрением менее 0,05 и совершенно слепых, берут в специализированные школы, где обучение проходит с применением наглядных пособий и методов преподавания, акцентированных на слух и осязание ребенка. Библиотеки для слабовидящих и незрячих укомплектованы аудио- и обычными изданиями, специальными таблички со шрифтом Брайля. Так в крупнейшем просветительском учреждении подобного типа, Российской государственной библиотеке для слепых, собраны специализированные пособия. К ним относятся не только вышеупомянутые издания, но и большая коллекция специальных рельефно-объемных моделей, позволяющих людям с ограничениями по зрению, получать тактильную информацию о разных объектах, ощупывая их.

Применение компьютерных электронных устройств

Альтернативой печатным изданиям для слабовидящих, сегодня стали аудиокниги. Они помогают узнавать о произведениях известных авторов, прослушивать их инсценировки и даже спектакли. Особый вклад в создание аудиокниг вносят волонтеры, создающие эти аудиокниги на специальных сайтах и распространяющие их среди широких масс. Сегодня разрабатывается и выпускается масса электронных устройств, помогающих при отсутствии зрение. Так новым, запатентованным средством кодировки и передачи сигнала стала модель визуально-замещающих устройств проекта «Тактильное виденье».

Работать с текстами инвалидам по зрению помогают специальные приспособления для электронных устройств - клавиатура со шрифтом Брайля и дисплей, имеющий генератор человеческой речи, помогающий считывать информацию с экрана. Все это делает жизнь незрячих людей более полноценной и насыщенной, помогает адаптироваться в социуме.

Шрифт Брайля

Шрифт Брайля представляет собой специальную систему для обучения незрячих чтению и письму. Она была разработана французом Луи Брайлем в 1824 году.

Будучи сыном сапожника Брайль потерял зрение в трехлетнем возрасте после ранения глаза шилом. В пятнадцать, он создал метод начертания букв и их чтения слепыми людьми, который в последствии назвали его именем. К его разработке, мальчика подтолкнуло знакомство с «ночным методом» - способом шифрования военных донесений, автором которого был капитан артиллерии Шарль Барбье.

Шрифт Брайля имел значительные отличия от типа линейного написания знаков, созданного Валентином Гаюи. Изучение его, помогает слепым людям научиться писать и читать. Данный метод, также развивает навыки правописания, грамматики, пунктуации. Позволяет незрячим и слабовидящим разбирать графики и сложные схемы.

Структура шрифта

Буквы шрифта Брайля изображаются посредством шести точек, разделенных на два столбца. Читают текст справа налево, и наоборот слева направо на следующей странице. Для восприятия шрифта Брайля существует определенная сложность. Она заключается в прочтении текста по обратной стороне листа используя выпуклости проколотых отметок. Точки имеют нумерацию, идущую по столбикам сверху вниз и читаются сперва с правой, после с левой стороны.

Как это происходит? В верхнем правом углу помещается точка 1. Под ней помещается 2. В нижнем правом углу расположена 3. Вверху слева - 4, под ней внизу - 5, в нижнем левом углу - 6. Когда-то, тифлопедагоги вносили предложение поменять местами цифры 1 и 3, однако, их предложение не поддержали. Позже, расширяя русский шрифт Брайля, была добавлена цифры: 7 под 3, а также 8 под 6. При этом, ячейка без прокола, также представляет собой определенный символ.

Издавна сложились определенные нормы размеров точек, расстояний между ними, расстояний между столбцами. Достаточная для распознавания минимальная высота отметки - 0,5 мм, промежутки между проколами составляют 2,5 мм. Расстояние между ячейками по горизонтали составляет 5 мм, по вертикали - 3,75 мм. Подобная структура дает возможность быстро и легко овладеть навыками чтения, на ощупь распознавая знаки. Печатные листы с текстами по Брайлю могут иметь разные форматы. Однако, традиционным для России, принято считать лист, включающий двадцать пять строчек, с тридцатью и тридцатью двумя символами в каждой. Общий размер листа, при этом, составляет 23х31 сантиметр.

Для слепых людей, брайлевский рельефно-точечный шрифт - это единственный способ научиться читать и писать, получить достойное образование и дальнейшее трудоустройство.

Как работает система

Шрифт Брайля состоит из 63 информативных символов и 64-го пробела. В расширенной системе содержится 255 знаков. Кроме того, как и в обычной, в ней, присутствует пробел. В связи с тем, что общее число сочетаний точек ограничено, зачастую применяются многоклеточные символы, состоящие из нескольких знаков, с различными функциями. Могут применяться также и дополнительные символы - прописные и заглавные буквы, цифры. Каждое сочетание знаков может иметь до десяти значений и более.

Для нанесения на бумагу шрифта Брайля существуют определенные инструменты. По этой причине любые изменения в конфигурации, размере, форме и выделении букв невозможны. Для выделения символов принято применять специальные знаки, которые ставят перед заглавными или прописными буквами. Если применяются разные типы шрифтов, такие знаки устанавливают до и после слов и частей предложения, которые нужно выделить.

Для написания текста либо его части курсивом, их помещают между определенными отметками - условными тегами. При этом, прослеживается некое сходство с системой html, где также применяют теги.

Грамматические особенности

В плане построения предложений, шрифт Брайля тоже имеет характерные особенности - изменение некоторых грамматических норм. В этой связи, научившийся писать по этой системе незрячий человек («браилист»), станет допускать ошибки, работая на обычном компьютере. Так шрифт Брайля, отличен от обычного в следующем:

  • Прописная буква игнорируется;
  • Перед тире и после запятой пробел не ставится;
  • Промежуток, отделяющий знак номера от числа отсутствует;
  • Для схожих символов применяется одно обозначение (тире и дефис - один знак препинания).

Подобные грамматические «ляпы» для письма Брайля являются нормой. И незрячий человек станет их допускать, если не пройдет дополнительное обучение.

Значение символов

Различные сочетания точек в клетке воспроизводит при брайлевском письме различные буквенные, цифровые и музыкальные символы. Они могут применяться для написания иностранных букв и слов, компьютерных или математических символов и уравнений. Шрифт Брайля, является эффективным средством для развития навыков грамматики, пунктуации и правописания у незрячих людей. С помощью этой системы легко описывать графики и схемы, с трудом поддающиеся устному описанию.

Способ письма

Как уже указывалось выше, Брайль придумал для незрячих людей способ тактильного чтения. Данный принцип получения информации построен на совокупности 6-ти отметок (ячеек). Они располагаются в два ряда и имеют по три знака в каждом ряду. Расположенные в разном порядке внутри ячейки точки, образуют смысловые единицы. Следуют в специальном порядке и знаки: 1, 2, 3 - слева и сверху вниз, 4, 5, 6 - в правом столбце так же. 1 * * 4 2 * * 5 3 * * 6 - по такому принципу и формируется шрифт Брайля.

Технология обучения письму

Брайлевский прибор, грифель или печатная машинка - это основные элементы, необходимые при письме для слепых. Между двумя металлическими либо пластмассовыми пластинами приспособления, вкладывается лист бумаги и зажимается ими. На верхней части пластины имеют ряды прямоугольных окон, нижняя часть имеет углубление, соответствующее каждому окну. Ячейки пластинок аналогичны брайлевским ячейкам.

Знаки образуются под давлением грифеля на бумагу. При сдавливании, углубления нижней пластины выдают определенные символы. Текст пишется справа налево, так как его воспроизведение будет на обратной стороне листа.

Брайлевская печатная машинка включает шесть клавиш, соответствующих шести точкам в ячейке. Здесь же присутствует ручка вала, которой переводят строки, делают «возврат назад» или «пробел». Если знак формируется с помощью нескольких клавиш, на них нажимают одновременно. Каждое надавливание, таким образом соответствует букве. По левой и правой сторонам от «пробела» предусмотрены три клавиши - это цифры. Как же осуществляется письмо?

В соответствии с техникой письма, указательный палец левой руки нажимает слева на клавишу находящуюся рядом с «пробелом». Это точка - 1. Средним пальцем этой руки можно написать точку 2, для чего просто нажать центральную клавишу, следующую за клавишей точки 1.

Нажав безымянным пальцем на последнюю клавишу, получим точку 3. С противоположной стороны, на соответствующие клавиши «4», «5», «6», должны нажимать пальцы правой руки. «Пробел» ставят большим пальцем. Таким образом, при письме задействованы обе руки. Текст, напечатанный на машинке, можно прочесть, не переворачивая бумажный лист.

Заключение

Конечно, для освоения системы Брайля требуется приложение некоторых усилий. К примеру, поставленная не в том месте по невнимательности отметка, способна изменить цифры номера телефона и пр. Однако, силы не будут потрачены впустую. Шрифт Брайля поможет в достижении высоких результатов адаптации в социуме.

Азбука Брайля - тактильная система записи, используемая в книгах, надписях, валюте и других предметах для слепых и слабовидящих людей. Благодаря дисплеям, разработанным на основе шрифта Брайля, незрячие могут пользоваться компьютерами и прочими электронными средствами. Вести запись можно при помощи специальных приспособлений, таких как переносной блокнот или брайлевская клавиатура.

Азбука Брайля названа в честь своего создателя - француза Луи Брайля, который ослеп в детстве вследствие травмы. В 1824 году, в возрасте 15 лет, он разработал данный шрифт для французского алфавита в качестве усовершенствования военной техники ночного чтения. Публикация данной системы, в которую впоследствии было включено нотное письмо, произошла в 1829 г. Второе издание, опубликованное в 1837 году, стало первой записи.

Азбука для слепых представляет собой знаки, имеющие вид прямоугольных блоков (ячеек) с выпуклыми точками. Число и расположение этих точек отличают одну букву от другой. Так как представляет собой транскрипцию существующих письменных систем, порядок и количество знаков варьируется в зависимости от языка. Благодаря программному обеспечению, способному к звуковому воспроизведению текста, использование шрифта существенно сократилось. Азбука слепых продолжает играть большую роль в развитии навыка чтения у слепых детей, а грамотность позволяет увеличить уровень занятости среди людей с ограниченными способностями.

Шрифт Брайля был основан на военном шифре, так называемом «ночном письме», разработанном Шарлем Барбье в связи с потребностью производить обмен информацией ночью, не привлекая внимание противника при помощи звука или света. В системе Барбье набор из 12 выпуклых точек соответствовал одному из 36 звуков. Этот метод был отвергнут армией, так как оказался слишком сложен для военных. В 1821 Барбье посетил парижский Королевский институт слепых, где повстречался с Луи Брайлем. Брайль отметил два существенных недостатка данного шифра. Во-первых, знаки соответствовали только звукам, а поэтому не могли отобразить орфографическое написание слов. Во-вторых, знаки из 12 выпуклых точек были слишком велики, чтобы распознать их на ощупь, не двигая пальцами, что существенно замедляло процесс чтения. Азбука Брайля представляет собой модификацию, где ячейки из 6 точек соответствуют отдельным буквам алфавита.

Первоначально шрифт Брайля включал лишь буквы французского алфавита, однако вскоре появилось множество аббревиатур, сокращений и даже логограмм, которые сделали использование системы более удобным. Сегодня азбука Брайля является скорее самостоятельной системой письма для слепых, нежели кодом орфографического написания слов. Существует три уровня шрифта. Первый используется теми, кто только начинает читать на Брайле, и состоит из букв и Наиболее распространенным является второй уровень, где присутствуют сокращения, позволяющие экономить место на странице. Реже можно встретить третий уровень, где целые слова сокращаются до нескольких букв или записываются при помощи специальных символов.