Бесплатные тв каналы. Параллельное и последовательное соединение динамиков Последовательное, параллельное и смешанное соединение динамиков

Специалисты нашей фирмы быстро и качественно подключат и настроят бесплатные телеканалы аналогового и цифрового эфирного телевидения, которые транслирует Российская Теле и Радиовещательная Сеть с телебашни «Останкино».

Подключаются телевизоры и телеприемники – тюнеры (приставки) эфирного телевидения. Наше обслуживание охватывает все районы Москвы.

Эфирное телевидение. Как смотреть телеканалы бесплатно

По территории Москвы и области с «Останкино» Российская телерадиосеть ртрс. рф передает 19 аналоговых и 3 пакета (30 единиц) цифровых бесплатных каналов эфирного тв . Это дает возможность принимать без оформления и внесения абонентской платы программы Российского телевидения. Прием ведется на индивидуальные, расположенные в комнате, или наружные телеантенны. Приемной антенной может выступать простая проволока, длина которой достигает 1-2 метра. Трансляция производится с помощью метровых и ДМВ волн. Телевизионные каналы, которые передаются, можно просматривать бесплатно.

Список предлагаемых частот бесплатных телеканалов эфирного тв поможет настроить телевизоры. Если частота вещания того или иного канала эфирного телевидения указана, это ускорит настройку телевизоров, не имеющих функции автоматической сортировки телеканалов. С такой информацией проще настраивать телеканалы на устаревших моделях телевизоров с неправильной работой систем автоматического подстраивания частоты гетеродина АПЧГ. Таблица имеет аналоговые частоты, которые нужны для бесплатного просмотра телеканалов на телевизоре. Наш сайт сайт позволяет скачать список бесплатных телеканалов эфирного ТВ Москвы.

Список бесплатных ТВ каналов — эфирное телевидение.

1 Первый 49 С1
2 Россия 1 215 С11
3 ТВ Центр 77 С3
4 НТВ 191 С8
5 Россия Культура 567 С33
6 Матч ТВ 175 С6
7 Перец 483 С23
8 Подмосковье 503 С25
9 СТС 519 С27
10 Disney 535 С29
11 Домашний 551 С31
12 ТНТ 583 С35
13 Пятница 607 С38
14 5 канал 655 С44
15 Телеканал ТВ 3 671 С46
16 Рен ТВ 695 С49
17 Ю 711 С51
18 Звезда 759 С57
19 2Х2 783 С60

Цифровое эфирное телевидение

Бесплатные цифровые каналы , идущие от телевизионной башни, принимает специальная антенна под цифровое тв. Чтобы просматривать такие каналы, нужно иметь:

  • доступ к общей внешней антенне (устанавливается на крыше домов);
  • доступ к индивидуальной (внешней или небольшой внутренней антенне дециметрового диапазона);
  • в наличии телевизор, а также стандартный цифровой тюнер DVB-T2;
  • обеспечение стандарта сжатия видеосигнала MPEG 4 и режима Multiple PLP. Это может быть специальный прибор, подключенный к телевизору.

Изначально цифровые трансляции проводила компания ртрс.рф с помощью системы DVB-T. Некоторые регионы до этого времени пользуются ее услугами. Все идет к тому, что данную систему вытеснит новая система цифрового эфирного телевещания DVB-T2 . Именно ее приняли за стандарт. Телевизоры с приставками, имеющими тюнер DVB-T, не дадут возможности просматривать телевизионные программы в новой системе эфирного телевещания.

1, 2, 3 мультиплекс цифрового эфирного телевидения — список 2016

Публикуем список бесплатных цифровых эфирных телеканалов, принимаемых в Москве и Московской Области.

Эфирное цифровое телевидение Частота цифровых каналов Цифровое эфирное телевидение Частота цифровых каналов
Первый мультиплекс цифрового телевидения России РТРС-1
1 Первый 546 С30 6 Матч ТВ 546 С30
2 Россия 1 546 С30 7 Карусель 546 С30
3 ТВ Центр 546 С30 8 5 канал 546 С30
4 НТВ 546 С30 9 ОТР 546 С30
5 Россия Культура 546 С30 10 Россия 24 546 С30
Второй мультиплекс цифрового телевидения России РТРС-2
11 Рен ТВ 498 С24 16 Спорт плюс 498 С24
12 Спас 498 С24 17 Звезда 498 С24
13 СТС 498 С24 18 Мир 498 С24
14 Домашний 498 С24 19 ТНТ 498 С24
15 Телеканал ТВ 3 498 С24 20 Муз ТВ 498 С24
Третий мультиплекс цифрового телевидения России РТРС-3
21 Спорт 1 578 С34 26 Евроньюс, Доверие 578 С34
22 Моя Планета Наука 2.0 Бойцовский клуб 578 С34 27 Музыка Первого 578 С34
23 История Мульт Русский детектив Русский бестселлер 578 С34 28 Ля Минор, Кухня ТВ, Авто плюс, Индия ТВHD Life, S TV 578 С34
24 Страна Сарафан 578 С34 29 LifeNews 578 С34
25 Мама, 24_DOC, Парк развлечений IQ HD 578 С34 30 Наш футбол 578 С34

В первый мультиплекс входит набор из 10 бесплатных телеканалов, вещание которых производится на частоте 30-го телеканала 546 МГц с использованием системы цифрового эфирного телевидения DVB-T2. Во второй мультиплекс входит набор телевизионных каналов принимаемых на 24-м частотном канале 498 МГц в системе DVB-T2. Третий мультиплекс вышел в эфир в 2015 году. Третий мультиплекс цифрового эфирного телевидения передаётся в тестовом режиме на освободившейся частоте 34 телевизионного канала, на котором до этого производилось вещание в устаревшей системе цифрового телевидения DVB-T. В последнем вы найдете каналы высокой четкости HD.

Цифровое телевидение формата dvb-t2 зона покрытия Московской области

Цифровым телевидением формата DVB-T2 скоро будет покрыта вся Московская область. В марте 2016 зона покрытия цифрового ТВ на карте включает в себя такие передатчики цифрового эфирного телевидения:

1) Москва, Останкино - РТРС-1 546 МГц, вещает; РТРС-2 498 МГц, вещает.
2) Московская Область, Волоколамск- РТРС-1 778 МГц, вещает; РТРС-2 754 МГц, режим ожидания.
3) Московская область, Зарайск- РТРС-1 778 МГц, вещает; РТРС-2 770 МГц, режим ожидания.
4) Московская Область, Шатура - РТРС-1 730 МГц, вещает; РТРС-2 754 МГц, вещает.
5) Москва, Бутово- РТРС-1 546 МГц, строится; РТРС-2 498 МГц, строится.
6) Московская Область, Истринский район, Давыдовское - РТРС-1 546 МГц, строится; РТРС-2 498 МГц, строится.
7) Московская Область, Рузский район, Морево - РТРС-1 778 МГц, строится; РТРС-2 754 МГц, строится.
8) Московская Область, Наро-Фоминский район, Пожитково- РТРС-1 546 МГц, строится; РТРС-2 498 МГц, строится.
9) Москва, Троицкий АО, Рогово- РТРС-1 546 МГц, строится; РТРС-2 498 МГц, строится.
10) Московская Область, Чехов- РТРС-1 546 МГц, строится; РТРС-2 770 МГц, строится.
11) Московская Область, Ступинский район, Алфимово - РТРС-1 778 МГц, строится; РТРС-2 770 МГц, строится.
12) Московская Область, Воскресенский район, Богатищево - РТРС-1 546 МГц, строится; РТРС-2 770 МГц, строится.
13) Московская Область, Орехово-Зуевский район, Ликино — Дулево- РТРС-1 730 МГц, строится; РТРС-2 754 МГц, строится.
14) Московская Область, Щёлковский район, Петровское- РТРС-1 546 МГц, строится; РТРС-2 770 МГц, строится.
15) Московская Область, Сергиево-Посадский район, Мишутино- РТРС-1 546 МГц, строится; РТРС-2 754 МГц, строится.
16) Московская Область, Дмитровский район, Подчерково - РТРС-1 546 МГц, строится; РТРС-2 770 МГц, строится.
17) Московская Область, Дмитровский район, Новосёлки - РТРС-1 546 МГц, строится; РТРС-2 754 МГц, строится.
18) Московская Область, Можайский район, Отяково - РТРС-1 778 МГц, строится; РТРС-2 754 МГц, строится.
19) Московская Область, Шаховский район, Жилые Горы- РТРС-1 778 МГц, строится; РТРС-2 754 МГц, строится.
20)Московская Область, Ступино - РТРС-1 778 МГц, строится; РТРС-2 770 МГц, строится.
21) Московская Область, Озёры - РТРС-1 778 МГц, строится; РТРС-2 770 МГц, строится.
22) Московская Область, Егорьевский район, Кузьминки - РТРС-1 730 МГц, строится; РТРС-2 754 МГц, строится.
23) Московская Область, Серпухов - РТРС-1 546 МГц, строится; РТРС-2 770 МГц, строится.
24) Московская Область, Клин - РТРС-1 778 МГц, строится; РТРС-2 754 МГц, строится.

Как бесплатно смотреть цифровое телевидение DVB-T2?

Главная задача в том, что нужна обычная дециметровая антенна направленная на Москву, а не домовая антенна. В качестве такой может быть обычный антенный кабель. Если на кабель не ловится сигнал можно купить дмв антенну — их много разных и цена от 300 до 1000 рублей.

Если ваш телевизор не поддерживает DVB-T2 можно купить внешний тюнер. Он подключается к любому телевизору и стоит в районе 1000 рублей.

Для того, чтобы смотреть и аналоговые и цифровые каналы понадобится миксер сигнала — на видео он есть.

Создателям автомобильных аудиосистем высокой верности известно не понаслышке, что при традиционном размещении динамиков добиться идеальной звуковой сцены в автомобиле невозможно. Виной всему несимметричная посадка слушателей относительно акустических систем. Положение можно исправить при помощи цифрового звукового процессора. В этом случае разность расстояний до динамиков компенсируется за счет задержки сигнала, индивидуально программируемой для каждого канала. Однако таким путем правильную звуковую сцену можно построить только для одного слушателя. Для остальных она будет искажена еще больше, чем в случае необработанного сигнала. Но широкому распространению цифровых процессоров препятствуют и другие обстоятельства.
Если исходный сигнал уже представлен в цифровой форме, дополнительная обработка не вызывает сложностей и (по крайней мере, теоретически), не ухудшает его качество. Однако в случае аналогового сигнала двойное преобразование (в "цифру" и обратно) не только вносит дополнительные искажения в сигнал (и без того не идеальный), но и заметно усложняет и удорожает аппаратуру. Кроме того, нередко требуется соблюсти хотя бы видимость "равноправия" слушателей. Поэтому многие меломаны стараются обойтись без процессоров. В таких ситуациях может помочь центральный канал, пришедший в car audio из систем домашнего театра. Но в записях формата 5.1 отдельный сигнал ЦК существует изначально, в случае же двухканальной стереозаписи его нужно формировать.

Форма шара...

Знаменитый математик Пафнутий Львович Чебышёв, выступая в Париже с лекцией о математическом конструировании одежды, начал ее с фразы: "Примем для простоты, что человеческое тело имеет форму шара". После чего законодатели мод дружно покинули зал...
В последующих рассуждениях я вынужден прибегнуть к некоторым упрощениям и схематизации, что облегчит анализ, но ничуть не помешает распространить результат на более сложные случаи.
Основное упрощение - не будем учитывать сдвиг фазы, вызванный расстоянием и фазовые соотношения сигналов в каналах. Примем во внимание только направление на источник сигнала и его интенсивность. Это позволит определять положение кажущегося источника сигнала (КИЗ) при помощи простой векторной диаграммы. Граничные условия выбраны таким образом, что результаты утрированы для большей наглядности.
Для начала рассмотрим классический вариант с двумя фронтальными АС (рисунок 1а). Положение КИЗ для сигналов равной интенсивности с учетом затухания сигнала от дальнего динамика показано на рисунке. Видно, что центральный образ смещен в сторону слушателя. С учетом того, что ослабление сигнала воспринимается как удаление КИЗ, звуковая сцена получается перекошенной - ближний к слушателю край сжат, а дальний - растянут и удален. Используемое иногда включение одного из динамиков в противофазе, вопреки распространенному мнению, ничего не улучшает. Слушатель действительно оказывается в центре широкой, но вывернутой набок сцены (рисунок 1б).
Посмотрим теперь, что даст введение центрального канала, воспроизводящего суммарный сигнал правого и левого каналов (рисунок 2а). Уровень этого сигнала для удобства и наглядности графических построений примем равным 0,5 от исходных. Видно, что сцена приняла более пристойный вид, хотя и не совсем симметричный. Однако стала узкой. Перефазировка правого динамика выносит сцену за пределы машины. Напрочь и наизнанку...(рисунок 2б).
А если перефазировать ЦК? Что изменится в этом случае? А очень даже и неплохо получается - сцена становится широкой и почти симметричной, хотя и немного "завернутой" в сторону (рисунок 3). Перефазировка правого динамика уже не приводит к устрашающим последствиям. В реальности примерно к таким же результатам приведет и сдвиг фазы, вызванный разностью расстояний до динамиков.
Посмотрим теперь, как можно исправить создавшееся положение. Придумывать ничего не нужно, все уже придумано до нас. Схожую ситуацию, хотя и в несколько ином виде, рассматривал американский изобретатель Боркин (Borkin, патент США No. 4,478,167). Он предложил наряду с суммированием сигналов для ЦК вычитать из сигнала левого канала часть правого, а из правого - часть левого, чтобы таким образом подавить сигнал середины и расширить стереобазу. Дальнейшее развитие идеи отражено в патенте США No. 5,113,447 от 12 мая 1992 г. (Brian J.Hatley; Richard A. Chinn, "Method and system for optimizing audio imaging in an automotive listening environment"). Хатли и Чинн предложили вычитать из левого и правого каналов сам сигнал ЦК, а для улучшения результатов ввели регулировку коэффициента суммирования. Прелесть решения в том, что фазовые сдвиги, вызванные задержкой распространения (да и полярностью подключения) в этом случае влияют на результат незначительно (рисунок 4). Этот метод формирования сигналов уже требовал специального блока обработки, по такому принципу был построен известный процессор Audiocontrol.

До сих пор мы рассматривали "принятое для простоты". Теперь вспомним, что максимум звуковой информации сосредоточен в диапазоне частот примерно от 300 до 5000 Гц, эта же область отвечает и за формирование звуковой сцены. Наш мозг и органы слуха - созданный природой анализатор спектра. Весь слышимый диапазон при анализе подразделяется на участки, в каждом из которых используются разные способы локализации источника звука:
в диапазоне от 1700 Гц до 3500 Гц работает амплитудное восприятие направления. В этом диапазоне сказывается экранирующее действие головы. Локализация источника звука происходит на основании разности амплитуд сигналов, пришедших к левому и правому уху;
в диапазоне от 350 Гц до 1700 Гц работает фазовое восприятие направления. Локализация источника звука происходит на основании разности фаз сигналов, пришедших к левому и правому уху;
на более низких частотах локализация источника осуществляется по направлению прихода звуковой волны, в этом процессе участвует все тело, а не только уши.
Поскольку реальные звуки содержат массу частотных составляющих, для локализации источника звука используются все механизмы одновременно, плюс слуховая память (поэтому, кстати, весьма затруднена локализация "чистого тона"). А грамотный ЦК может облегчить эту задачу.

Сформировать сигнал центрального канала (ЦК) можно различными способами. Например, просуммировать сигнал левого и правого каналов на выходе усилителей по схеме mixed mono, а полярность включения динамической головки и уровень сигнала на ней подобрать опытным путем. Введя последовательно с этим излучателем подстроечный резистор, можно получить регулятор ширины и глубины стереокартины. Более удобным решением будет отдельный маломощный (не более 10 Вт) усилитель ЦК. Регулировка уровня ЦК весьма полезна и очень удобна, поскольку позволяет подстраиваться под музыку разных жанров и под записанные по-разному (с точки зрения звукорежиссуры) диски.
Наибольшую сложность представляет поиск оптимального положения излучателя ЦК, при котором он сам (излучатель) не локализуется, но влияет на формирование звуковой сцены. Значение имеет и полоса частот, воспроизводимая динамиком центрального канала. Он ни в коем случае не должен воспроизводить шумы, в этом случае он чётко локализуется, и передняя звуковая сцена перестаёт быть таковой.

Будем исходить из того, что в вашей машине уже установлены магнитола и четыре динамика. Де-факто автомобиль «с музыкой» в подавляющем большинстве случаев представляет следующий портрет: Магнитола импортного производства с выходной мощностью 4 х 20 Вт – 4 х 50 Вт (по надписи на лицевой панели).

Фронтальная акустика – коаксиальные 2 – 3-полосные динамики диаметром 13 – 16 см. Установлены в передних дверях либо в штатных местах приборной панели.

Тыловая акустика – эллиптические коаксиальные 2 – 4-полосные динамики («блины» 6 х 9), реже – круглые коаксиалы 13 – 16 см, врезаны в заднюю полку или (реже) установлены в штатные места сзади.

Дополнительных устройств, влияющих на качество звучания, – нет.

Характер звучания с небольшими отклонениями («погромче – потише», «позвонче – поглуше», «с сильной окраской – с несильной окраской») однотипный – звук наполняет весь салон, громче играет сзади. Как правило, слушают с включенной тонкомпенсацией (LOUD), усилением басов (D-bass) либо с выкрученными полностью тембрами по высоким и низким частотам. Звук получается «цыкающий», бас – размазанный и рыхлый. На большой громкости динамики похрипывают, либо им «подпевают» панели, подсветка магнитолы подмигивает в такт музыке. Попытки с помощью фейдера перетянуть звук хоть немного вперед и восстановить тембральный баланс (тембры – по нулям) приводят к значительному снижению уровня высоких и особенно низких частот («блины» – те, которые сзади, затихают), звучание становится совсем неинтересным, музыка играет глухо из-под приборной панели. Картина грустная, и чаще всего после таких попыток все возвращается на круги своя с комментарием «так лучше».

Неоднократно проводил эксперимент: пересаживал владельца только что описанной аудиосистемы в машину с более или менее нормально поставленным звуком (при почти таком же наборе компонентов).

Наблюдается два типа реакции:

  1. «Как мне сделать так же?»
  2. «А я привык, чтобы играло сзади» (варианты: «У всех так играет – и ничего», «Для фона – сойдет»).

Тем, кто склоняется ко второй группе ответов, дальше можно не читать. О вкусах, конечно, не спорят, но даже для того чтобы уклониться в споре о вкусе, его надо как минимум иметь. А вот для тех, кто способен на реакцию «первого типа», привожу рекомендации, каждая из которых мной проверена лично, на машине ВАЗ-2109. Ничего сложного здесь нет, больших капвложений не требуется, а описываемые работы можно проводить и комплексно, и по частям, в любой последовательности.

При «бесплатной» установке магнитолы в местах ее приобретения или собственноручном подключении, как правило, для питания используют провода прикуривателя, реже – одну из цепей, подключенных к замку зажигания. Критерий такого выбора – простота. Результат – ограничение мощности магнитолы на пиках нагрузки. При этом подсветка магнитолы на большой громкости может подмигивать в такт музыке, бас теряет упругость, высокие смазываются.

При подключении магнитолы «по уму» следует использовать медный провод с сечением жилы не менее 4 кв. мм, желательно с изоляцией повышенной механической прочности. Подсоединять провод постоянного питания магнитолы необходимо непосредственно к клемме аккумулятора. Провод должен быть снабжен предохранителем на 10 – 20 А на расстоянии не более 45 см от клеммы. Минусовой провод можно подключать к массе на минимальном расстоянии от магнитолы, при этом надо обеспечить надежный контакт. Очень помогает включение в цепь питания магнитолы буферной емкости – электролитического конденсатора с номиналом примерно 80000 мкФ на рабочее напряжение 25 В. Можно, разумеется, использовать два конденсатора по 40000 мкФ или четыре – по 20000. Включены они должны быть параллельно, с соблюдением полярности. В ВАЗ-2109 на полу за магнитолой есть укромное место, как будто специально для конденсаторов. Если эксплуатация вашей машины предусматривает отключение массы на время стоянки, то перед подключением массы, чтобы избежать больших токов и искр, надо зарядить конденсаторы малым током. Для этого советую использовать лампу на 12 В, 21 Вт с двумя припаянными проводками. Один проводок надо закрепить постоянно под гайку крепления жгута массы на внутренней стороне левого крыла, а второй проводок замкнуть на минусовую клемму перед замыканием цепи «массы». При этом лампочка загорится, и начнется заряд конденсаторов. Через пару секунд лампочка погаснет, конденсаторы будут заряжены, можно включать прерыватель массы.

Провода питания должны быть выполнены одним куском, без промежуточных спаек и скруток, аккуратно уложены и зафиксированы в салоне и моторном отсеке. Лучше потратить на это лишние полчаса, чем потом мучиться, пытаясь отыскать место повреждения. Для перехода провода из моторного отсека в салон самое удобное место – отверстие с резиновым уплотнителем, где проходят трубки гидрокорректора фар. При закреплении проводов надо исключить контакт с подвижными деталями: петлями капота, педалями, рулевым валом и т.п. Отдельно отмечу важность стопроцентно надежного контакта по всей цепи: на клемме аккумулятора, у предохранителя, конденсатора и колодки магнитолы. Длина проводов должна быть минимальной – без петель «на вырост». Забегая вперед, отвечу на резонный вопрос: «зачем тянуть толстые провода от аккумулятора, если на колодке самой магнитолы провода гораздо тоньше?». Дело в том, что тоненькие провода колодки питания магнитолы раз в десять короче, чем провода к аккумулятору, а сопротивление, как известно, пропорционально длине. Поэтому предложенный вариант организации электропитания магнитолы в сравнении с базовым «бесплатным» обеспечит на порядок меньшие колебания напряжения питания на пиках мощности.

Эффект от проделанной работы будет заметен для «невооруженного уха» уже при первом включении магнитолы. Особенно разительным будет улучшение звучания на повышенной громкости. Басы станут плотнее (появится «мясо»), верхние частоты на фоне тяжелых ударов, например большого барабана, перестанут «размазываться». Со «светомузыкой» – подмигиванием дисплея и подсветки магнитолы, будет покончено. Теперь главным препятствием на пути мощности остаются акустические провода.

В «базовом варианте» динамики подключаются к магнитоле при помощи проводов, которыми эти же динамики и укомплектованы. Все, казалось бы, логично: и штекеры есть, и плюс с минусом не перепутаешь. Вот только назвать эти провода акустическими можно лишь в первом приближении, примерно как синусоида в первом приближении является прямой. Некоторые фирмы – производители акустики поясняют, что «комплектные» провода предназначены только для проверки работоспособности динамиков. Это и понятно, иначе в бюджет не уложиться. Итак, в работоспособности динамиков при помощи «комплектных» проводов мы убедились. Настало время открыть новые способности динамиков посредством проводов акустических.

Самое правильное – купить именно акустические провода, если, разумеется, есть где и на что. Дорогие акустические провода в системе начального уровня – роскошь, ничем не оправданная. А вот если найдете недорогие (1 – 2 у.е. за метр), то дело того стоит.

Второй вариант – изготовить или подобрать провода самостоятельно. Правило такое: сечение должно быть в 2 – 4 раза больше сечения «комплектного» провода. Провод должен быть медным, провод должен быть многожильным, в остальном – голь на выдумку хитра.

При замене «комплектных» проводочков на более солидные эффект будет заключаться в появлении ранее не слышимых нюансов в хорошо известной фонограмме. В некоторых случаях эффект сходен с ощущением, вызванным прочисткой ушей. Это при удачном выборе или изготовлении проводов. При неудачном эффект – как будто по ушам «проехали». Короче, дело это тонкое и резервы неисчерпаемы.

В «базовом варианте» (для ВАЗ-2109 с низкой панелью) основное место расположения фронтальных динамиков – передняя дверь. Вариации – нижний передний угол или середина двери выше подлокотника. Крепление динамиков – саморезами к обивке двери. Результат: динамики закреплены нежестко или недостаточно жестко. На повышенной громкости динамики раскачивают обивку двери, слышны призвуки. При работе только фронтальной пары водитель, в основном, слышит звук «своего», левого динамика, пассажир – соответственно, правого. Звук привязан к динамикам.

Как известно, головки в любом случае должны быть закреплены жестко. В самом простом варианте на обивку двери необходимо установить опорное кольцо из фанеры. Наружный диаметр кольца – как у декоративной решетки динамика, внутренний – по диаметру посадочного отверстия, толщина – около 20 мм. Кольцо надо установить с наружной стороны обивки и закрепить с внутренней стороны шурупами через металлические распорки. Распорки разной длины (по месту) можно изготовить из стальных полос шириной 10 мм и толщиной 1 – 2 мм. При таком креплении увеличится жесткость обивки двери. Динамик устанавливается снаружи через резиновую прокладку. Внешнее оформление – по возможностям и усмотрению: от масляной краски до рояльного лака.

Недостаток простейшего способа монтажа динамиков – принудительная ориентация их «лицом к лицу», на одной акустической оси. Так было и в «базовом варианте». Но теперь динамики на большой громкости уже не вибрируют, исчезают призвуки, уменьшается эффект привязки звука к головкам, поскольку отчасти этот эффект как раз и обусловлен призвуками.

Более трудоемким способом установки фронтальной акустики является изготовление подиумов. Описанный ниже вариант изготовления подиумов позволяет сориентировать динамики в пространстве необходимым образом, причем это относится к излучателям диаметром до 200 мм, которые можно установить, не вмешиваясь в ручной привод стеклоподъемников. Доказательство – уже упоминавшаяся система в моей ВАЗ-2109.

Основные детали подиума – опорное кольцо, аналогичное вышеописанному, и «подошва». По форме «подошва» может быть любой при соблюдении простых правил: всей плоскостью «подошва» должна прилегать к плоской части обивки двери, не выходить за ее пределы и не мешать ручке стеклоподъемника.

«Подошву» изготавливают из фанеры толщиной 12 – 20 мм. Приложив ее на свое место к обивке двери, размечают отверстие, совпадающее в отверстием для динамика в обивке. Дальше необходимо определить, как должно быть расположено опорное кольцо по отношению к «подошве», чтобы обеспечить правильную ориентацию динамика. Вопрос об ориентации часто предлагают решить опытным путем. Дело это непростое, поэтому я рекомендую готовое решение, приемлемое для 90% случаев: постараться направить оси динамиков в сторону потолочного плафона освещения, а если точнее – правый динамик – «в голову» водителя, левый – «в голову» пассажира. Для такого варианта положение опорного кольца относительно «подошвы» выйдет таким: кольцо одним краем касается «подошвы», а диаметрально противоположный край максимально удален от «подошвы». Допускается и даже приветствуется, чтобы проекция кольца на плоскость обивки выступала за переднюю часть обивки, то есть, чтобы динамик при закрывании двери «въезжал» в салон, прикрывая кик-панель. При установке головки диаметром больше 165 мм без этой хитрости вообще ничего не получится, уж вы поверьте. В любом случае при такой геометрии увеличивается расстояние до динамиков, кроме того, они оказываются лучше защищены от повреждений.

Выбрав правильное положение кольца, его закрепляют длинными шурупами или деревянными проставками, упрочняют соединение эпоксидной смолой с наполнителем, а зазор заполняют монтажной пеной. Изнутри подиум полезно оклеить тонким поролоном или войлоком, а снаружи – отделать по вкусу и возможностям, это тема отдельная.

Когда подиум закреплен на обивке двери, а динамик – на подиуме, эта фаза работы окончена, можно оценивать эффект. Он не замедлит сказаться: звук «отвяжется» от динамиков, исчезнут призвуки, добавятся низкие частоты, улучшится прозрачность звучания.

В «базовом варианте» на задней полке установлены «блины» 6 х 9. Задняя полка ВАЗ-2108/09 не рассчитана на тяжелые динамики. Со временем полка провисает, с боков появляются щели. Простейший способ усилить полку – прикрепить лист фанеры толщиной 12 – 20 мм на всю поверхность неоткидной части полки. Учитывая специфическую характеристику направленности овальных динамиков (широкая диаграмма вдоль малой оси), для выравнивания тылового звучания целесообразно их немного повернуть на плоскости полки так, чтобы малые оси были направлены на слушателя, сидящего с противоположной стороны.

Теперь насчет того, что звук идет сзади. Давайте-ка попросим музыкантов покинуть галерку и занять место на сцене, как положено. Для этого потребуется хирургическое вмешательство в тыловые динамики, чтобы из коаксиальных они стали компонентными. Операция несложная и много времени не займет. С торца магнита, под фирменной наклейкой есть винт, который держит все «хозяйство» в центре коаксиальной системы. Винт аккуратно выворачивается, «хозяйство» снимается, при этом, разумеется, надо отпаять канатики-провода. Теперь на центр диффузора надо наклеить колпачок, чтобы было как у «настоящих» компонентников. Отличная заготовка для колпачка – сферическое дно от алюминиевой пивной банки. Пиво надо выпить, а дно отрезать напильником, сняв фаску с выступающего кольца по периферии донышка. Действовать надо именно в такой последовательности, иначе алюминиевые опилки испортят пиво, а у нас бюджет строгий. После операции по удалению лишнего и пересадки нужного динамик приобретает респектабельный вид, а зазор магнитной системы оказывается защищенным от пыли.

При сборке задней полки с фанерным «усилением» зазор между полкой и фанерой надо заполнить ватой или поролоном, а отверстия под штатные динамики и задние ремни герметично заглушить – здесь главный источник акустического замыкания. Насколько выразительнее зазвучат после такой операции низкие частоты, будет очевидно даже самому скептически настроенному слушателю.

Освободившиеся после «хирургии» узлы СЧ/ВЧ-излучателей тыловых «блинов» не вздумайте выбрасывать. Они устанавливаются на кронштейнах в углах стоек лобового стекла, подключаются, как и было, в параллель с тыловыми динамиками и будут теперь работать фронтальными пищалками.

Эффект от проделанной работы перевернет звук с головы на ноги (только в горизонтальной плоскости). То есть музыканты, кроме разве что бас-гитариста, перейдут вперед. Можно будет, наконец, всерьез говорить о звуковой сцене, которая благодаря вынесенным далеко вперед СЧ/ВЧ-излучателям поднимется и отодвинется вперед. Высоких частот будет в достатке, а значит – отпадет желание их «добавлять», внося лишние искажения.

Поскольку магнитол, динамиков, сочетаний материалов и геометрии узлов неисчислимое множество, можно с уверенностью сказать, сделанная вами по приведенным рекомендациям аудиосистема уникальна, другой, точно такой же, в природе не существует. И все же, некоторые особенности звуковой сцены спрогнозировать можно. До описываемых переделок никаких особенностей не было заметно, поскольку звуковой сцены как таковой не существовало. Теперь она есть, а вместе с ней нередко возникает эффект «черной дыры» в ее центре: звук нормально распределен слева и справа, а в центре – провал. Локализовать этот эффект можно с помощью фонограммы, на которой записана несложная музыкальная композиция с вокальной партией. Послушав ее на домашней аудиосистеме (не обязательно дорогой и сложной), надо запомнить расположение инструментов и вокала. Вокал практически всегда записывается по центру. Если при воспроизведении в машине голос сильно «уедет» от центра, имеет смысл организовать центральный канал в его простейшей форме. В качестве динамиков центрального канала я с успехом использовал ВЧ-излучатели от фронтальной коаксиальной акустики. Операция по «разделению сиамских близнецов» аналогична описанной в рекомендации №4, с той разницей, что центральные колпачки из пивных донышек здесь будут великоваты. Надо подобрать что-нибудь другое. У меня, например, отлично подошли капсулы от «киндер-сюрприза».

Освобожденные из коаксиальной конструкции ВЧ-головки закрепляются на кронштейне зеркала заднего вида. Направление осей пищалок – в сторону «своей» половины лобового стекла. Помимо заполнения «дыры» в центре недавно обретенной звуковой сцены, пищалки центрального канала поднимают звуковую сцену заметно выше уровня приборной панели. Недостатком центрального канала в его простейшей форме надо признать некоторое сужение звуковой сцены, но здесь уж компромисс неизбежен.

Заключение

На переделку звука в своем автомобиле с «базового варианта» на описанный выше у меня ушло полтора года. Почему так много, если все так просто? Да потому что львиная долы времени ушла на эксперименты, ведь здесь я рассказал только о том, что завершилось успешно и что я могу рекомендовать другим. А получилось это далеко не сразу. У вас теперь есть возможность продвинуться дальше. Успехов!

Применение динамика центрального канала в автомобиле, пожалуй, самая спорная тема. Плюсов много, минусов не меньше. Попробуем разобраться, стоит ли овчинка выделки, и где не стоит полагаться на силу привычки.

Если немного копнуть «пласты истории», то на поверхности появится любопытный факт. С появлением возможности смотреть фильмы дома - тогда еще только монофонические, на VHS первого поколения - кинотеатры стали ощутимо терять в заработках и стали срочно придумывать, чем бы еще соблазнить зрителя. Ответом явилось многоканальное объемное звучание. Но в статусе уникального это предложение продержалось недолго, и скоро многоканальный звук по формуле 5.1 (не сразу, минуя ряд промежуточных формул) появился и дома. А потом и в автомобиле. Наибольшее распространение получили форматы Dolby Digital и DTS. Теперь уже все знают, что 5.1 означает наличие левого, центрального и правого фронтальных каналов, а также левого и правого задних каналов. Отделенный точкой канал - неполноценный, он предназначен для передачи низкочастотных эффектов, т.е. баса, который прописан отдельно.

С назначением каналов все просто. Без левого и правого фронтальных каналов нормального звука вообще не будет, тут как в обычной стереосистеме, которую можно представить формулой 2.0. Без тыловых каналов не будет объемного звучания - сколь бы ни были хитры современные системы «виртуальной» компенсации отсутствующего тыла, на деле к настоящему объемному звучанию они не приводят, а скорее проявляют себя сильными искажениями тембра. Отдельных канал басовых эффектов нужен для того, чтобы добавить драматизма происходящему на экране, и чаще всего он проявляет себя при передаче взрывов
и тяжелой поступи всяких Годзилл, Кинг Конгов и прочей нечисти. Хотя и во вполне мирных сюжетах работа этого канала - при условии хорошо настроенной системы и грамотно сведенной звукорежиссером дорожки фильма (к сожалению, блистательно «сведенных» по звуку фильмов на редкость мало) - проявит себя очень благоприятно. И наконец, центральный канал (ЦК) в основном служит для «привязки» звуковой сцены к экрану, а это означает, что в нем содержится основная часть диалогов главных героев фильма. Кроме того, центральный канал помогает формировать однородную по ширине звуковую сцену, устраняя возможную «дыру» в ней между полем левого и правого динамиков. Эта роль становится очень важной, если мы вспомним, что кроме звукового сопровождения к фильмам многоканальные записи встречаются на сугубо музыкальных дорожках форматов высокого разрешения Super Audio CD и DVD-Audio.
Системы 7.1, 9.1 и все остальные - это всего лишь дальнейшее развитие той же самой темы за счет увеличения числа каналов и более узкой специализации каждого из них. Вроде бы все понятно, но на самом деле есть масса вопросов. И больше всего их к центральному каналу.

Реальный или призрачный?

Любой человек, который хоть когда-нибудь слушал хорошую, обычную стереосистему из пары АС, прекрасно знает, что создать четко оформленный телесный образ исполнителя точно по центру между АС с однородным звуковым полем можно без всякого центрального канала. Если система действительно хорошая и запись соответствующая, то как записано - так и будет звучать. Если исполнитель решит прогуляться отлевого края сцены до правого и постоять в центре, а то и походит взад-вперед, то мы это услышим, и совсем не требуется
моторизованная колонка на колесиках, которая бы мельтешила перед нами синхронно с перемещением образа исполнителя.
Руководствуясь этими соображениями, а также стремясь наиболее рационально распорядиться финансами, многие решают обойтись без центрального канала. Производители техники об этом знают, поэтому в любом многоканальном процессоре есть возможность выбора режима «фантомного» (т.е. призрачного) ЦК, когда его содержимое перераспределяется между левым и правым фронтальными каналами. Насколько «фантом» отличается от настоящего ЦК? Иногда разница ускользающе мала, и тогда обладатели систем довольно потирают руки. Но чаще всего «фантом» намного хуже, хотя теоретически причин для этого нет. То ли пересчет сигнала «на лету» слишком сложен и процессор не в состоянии справиться с этим корректно, то ли так специально сделано производителем, чтобы не упустить возможности подзаработать на продаже АС центрального канала (от маркетинговых хитрецов и не такого можно ожидать), но факт - без ЦК можно, но с ним добиться нужного результата дома проще - как на этапе создания дорожки к фильму, так и при ее воспроизведении.

А как в автомобиле?

Если обладатели домашних кинотеатров пытаются отказаться от ЦК из соображений экономии, то в автомобиле факторов против ЦК гораздо больше. Главный из них - отсутствие места для установки. Обычные автомобильные динамики без проблем можно врезать в двери, передние стойки или кик-панели. Центральный же динамик логично размещать по центру торпедо, а это очень хлопотно, дорого, да и не всегда позволительно. С другой стороны, центральный динамик в автомобильной системе как раз более актуален, чем в домашней, и появился он там

еще до наступления эры мобильных кинотеатров- для воспроизведения обычных двухканальных стереопрограмм. Причина в изначально плохих акустических свойствах автомобильного салона, неоптимальном расположении левого и правого динамиков, что можно попробовать скомпенсировать наличием центрального канала. Среди преимуществ ЦК в таком случае особенно существенно формирование центрального образа и более однородной по ширине звуковой сцены.
Ну и напоследок вспомним известное правило: чем больше динамиков в системе, тем больше шансов справиться с неблагоприятными особенностями автомобильного салона, но и тем сложнее добиться их согласованной между собой работы. Отличное звучание можно получить и при одном подходе, и при совершенно противоположном. Как видно, ситуация противоречивая, и разрешает ее каждый на свой лад, по сформировавшимся привычкам и умению.

Печальная практика

Как показывает практика, размещая внутри машины еще один динамик для ЦК, мы чаще всего только удаляемся от намеченной цели. Стоит чуть недоглядеть при выборе динамика, места его размещения и настройке, как все это отразится на звучании. Наспех установленный ЦК дает о себе знать приблизившейся звуковой сценой, отсутствием глубины и сильными «зигзагами» на АЧХ.
Если же вы будете прослушивать многоканальную запись в машине, где нет динамика для ЦК, то произойдет «размазывание» сигнала ЦК по левому и правому фронтальным каналам, причем сие действо зависит от программы, заложенной в процессор головного устройства. Что получится на выходе - заранее не скажет никто. Все покажет эксперимент, который чаще всего является не экспериментом, а живой инсталляцией, деньги за которую уже уплачены.
Кстати, по поводу формирования многоканального звучания 5.1, включая ЦК, из
обычных стереокомпозизий, например, с помощью технологии Dolby Pro Logic II (DPL II). Действительно, есть головные устройства, причем «самые-самые» топовые из тех, что на слуху, переводящие 2-канальный звук в DPL II так, что слушать результат их работы просто невозможно. Не спасут никакие филигранные настройки. И напротив, более умеренные производители оснащают свои DVD-ресиверы и процессоры вполне деликатно работающими схемами DPL II. До появления DPL II были популярны у разных производителей специальные процессоры, предназначенные только для ЦК, формирующие сигнал по хитрым алгоритмам от левого и правого «фронта», за ними и сейчас идет охота у энтузиастов темы ЦК. Однако мое частное мнение - все вышеописанные эксперименты можно рекомендовать только людям с огромным энтузиазмом, бескрайним оптимизмом и массой свободного времени.

Хорошие новости

Что же, если у вас и бьши сомнения: нужен ЦК или нет, то, скорее всего, после прочтения вышеописанного они только усилились. Тут ничего не поделаешь, поскольку однозначного ответа не существует. Но если чаша весов все-таки склонилась в пользу ЦК, то каковы же должны быть последующие практические действия?
Для начала надо определиться - насколько хорошим должен быть ЦК? Наиболее жесткие требования к нему среди потребительской техники содержатся в спецификациях ТНХ: домашняя АС центрального канала должна быть абсолютно идентичной, вплоть до размеров и конфигурации корпуса, левой и правой фронтальным АС. Дескать, иначе пролетающий перед нами, слева направо, вертолет - в середине своего пути превратится в муху, а потом опять в вертолет. Логика в этом есть, и отсюда вытекает первый вариант, назовем его «Идеальный». Достоинства метода -наиболее слитное цельное звучание. Недостаток - исключительная трудоемкость размещения в центре торпедо крупноразмерного (как в дверях) динамика,

работающего в том же объеме, что и фронтальные АС. Чаще всего подобная затея попросту недостижима, а главной преградой становится изыскание в торпедо нужного объема. Поэтому распространенный компромисс, меньший из возможных - использование АС той же серии, что и основные АС, но меньшего размера и в ужатом, по сравнению с оптимальным, объемом. Скажем, в дверях стоят 16-см головки, а для ЦК можно выбрать 13-см.
Хорошие новости? Пожалуйста - если ЦК не полностью идентичен основным динамикам или даже вообще не имеет с ними ничего общего, то потери качества будут, но не такие уж трагичные. ЦК может работать в сильно урезанном диапазоне частот, может иметь заметно меньшую мощность, чем основные АС, которую обеспечит усилитель, размером с пачку сигарет, или даже встроенный усилитель мультимедийной станции. И если вы не отчаянный нонконформист, то можно попробовать следующие варианты. Итак, вариант второй -«Распространенный». В этом случае динамик ЦК будет трудиться в более льготных условиях, воспроизводя, к примеру, частоты от 500 Гц до 5000 Гц. С этим справится и небольшая, 8- или 10-см головка, которой требуется мизерный объем. Попытка послушать такой ЦК в одиночку вряд ли доставит удовольствие, но при наложении на его звучание излучения основных АС результат получится много лучше. Секрет в том, что в этот урезанный диапазон частот входит вся важная информация, которая и вокал позволит передать вполне достоверно, и центр сцены прорисует четче. Конечно, при условии правильной настройки фазы в каждом канале - в противном случае вас подстерегают те разочарования, о которых мы уже говорили.
Третий вариант - «Удобный», когда для ЦК используется среднечастотный динамик купольной конструкции. Достоинства метода: небольшие размеры позволяют удачно вписать его в торпедо, иногда даже без демонтажа, плюс динамик может гладко работать на верхнем пределе своей частотной характеристики. Из фильтров ему понадобится только ФВЧ, все остальное у него уже есть. Кроме того, внешним видом он похож на штатный, тогда как большой диффузорный динамик потребует непросто врезки заподлицо, а настоящей аудиохи-рургической операции.
Вариант четвертый, «Готовый». Существуют полностью готовые решения для организации ЦК, выполненные в корпусах со встроенным усилителем. Чаще всего такие комплекты либо плоские, накладные - для простого крепления на торпедо, либо в типоразмере DIN - для установки в консоль, скажем, под ММ-станцией с выдвижным экраном. Качество звучания у них компромиссное, а в случае с накладным корпусом страдает эстетика салона, но зато вся установка проходит на раз -проще некуда.
Вариант пятый носит имя «Штатный». Он актуален для обладателей тех автомобилей, свежих лет выпуска, чья система изначально укомплектована ЦК. При проведении мультимедийной инсталляции можно поначалу вообще не трогать штатный ЦК, сколь бы ни были породисты основные АС, а сосредоточиться на настройках многоканального процессора. Не исключено, что оптимального результата все-таки удастся добиться. Если не получится, то можно и поменять хиленький штатный динамик на что-нибудь поприличнее, в любом случае торпедо с сохранившимся штатным грилем будет выглядеть так, словно только что с заводского конвейера.
Пожалуй, с типовыми вариантами все, но есть еще масса нетипичных, рассматривать которые в данном случае не будем.

Партия верхних и нижних уклонистов

Расположение динамика ЦК в центре Торпедо наиболее очевидно, но имеет ряд нюансов. Ориентация и направление такого ЦК - предмет непростых исканий. Как минимум, динамик ЦК не должен комкать и коверкать звуковое поле, построенное левым и правым каналами. Бывает так, что отлично звучащая стереосистема после апгрейда путем добавления ЦК начинает звучать плоско и безлико. В этом случае используются классические схемы настройки звуковой сцены. Сначала нужно согласовать уровень громкости динамика ЦК с уровнями громкости левого и правого фронтальных динамиков. Потом с помощью временных задержек звукового сигнала левого и правого фронтального канала добейтесь синхронности звучания всех трех громкоговорителей. Еще одно полезное действие - поменять фазировку на ЦК и послушать, в каком варианте звучание лучше.
Хороших результатов можно добиться, установив динамик ЦК у салонного зеркала заднего вида. Но в этом случае выбор типа и модели динамика будет ограничен - большой конусный динамик отпадает из-за своих габаритов, остаются купольные динамики и миниатюрные коаксиальные АС.
В случае расположения динамика в консоли выбор его типа ограничен только размерами. Из этой же области - готовые комплекты ЦК в корпусе размера DIN. Подойдет ли вам такой способ, покажет простой эксперимент с прослушиванием. Отключаете основные динамики и слушаете только ЦК, сосредоточившись не на тембре, а на звуковом поле. Если звук «уполз» в ноги или под сиденья, отказываемся от этой затеи и ищем новое место, пусть не столь удобное и изящное.